Россия очень живо и жестко отреагировала на введение администрацией США санкций против двух российских компаний, занимающихся производством и продажей вооружений. Имеется в виду государственная компания «Рособоронэкспорт» и корпорация «Сухой». Информацию о санкциях и их причинах еще не появилась в официальных информационных ресурсах Белого дома, а высшие чиновники в Москве уже нашли в ограничениях для российских оружейников политическую и экономическую подоплеку.
Начиная с прошлой недели российские официальные лица по нарастающей реагировали на тогда еще официально не подтвержденные санкции, которые правительство Соединенных Штатов ввело против «Рособоронэкспорта» и корпорации «Сухой». Сначала это было заявление российского МИДа, потом последовали многочисленные телекомментарии, а в понедельник министр обороны России Сергей Иванов коротко выразил общую точку зрения российского руководства: «Что касается санкций, введенных госдепартаментом в отношении "Рособоронэкспорта" и компании "Сухой", я могу со всей определенностью сказать только одно: к вопросу нераспространения эти санкции не имеют ни малейшего отношения».
В федеральном регистре США, куда заносятся все государственные решения, указано, что санкции были введены 28 июля против семи компаний. Среди них и оказались две российские за то, что операции этих фирм подпадали под действие закона о нераспространении оружия массового поражения применительно к Ирану.
Представители российских оружейных компаний отрицают обвинения в поставках Тегерану материалов, применяемых при производстве такого оружия. Говорит представитель «Рособоронэкспорта» Дмитрий Ширяев: «Наше сотрудничество с Ираном, в отношении которого не действуют никакие международные санкции, осуществляется строго в соответствии с международными обязательствами, межгосударственными соглашениями, и ограничиваются исключительно поставками оборонительного вооружения. Аналогичные поставки, кстати, осуществляют многие зарубежные фирмы, относящиеся к странам-союзникам США по НАТО».
Дмитрию Ширяеву вторит замдиректора корпорации «Сухой» Вадим Разумовский: «Решение американского правительства, которое у нас в компании вызывает только недоумение и сожаление, оно было основано на информации о якобы имевшем место сотрудничестве "Сухого" с Ираном по каким-то военным технологиям, что не соответствует действительности. На протяжении последних восеми-десяти лет мы не поставляли никакой продукции или услуг в эту страну».
В частных комментариях российские чиновники утверждают, что подоплека санкций экономическая: в частности, Вашингтон раздражен тесным сотрудничеством в оружейном бизнесе России и Венесуэлы. Есть и политическая сторона: независимые эксперты отмечают, что после разногласий между Москвой и Вашингтоном по поводу вступления России в ВТО, несходства во взглядах на события в Ливане и встречи Владимира Путина с Уго Чавесом стоило ожидать похолодания.