В Большом театре по сей день сохраняется спектакль «Евгений Онегин» 1944 года, работы Покровского и Вильямса. Но основная сцена закрыта на реконструкцию, а на новую декорации старого спектакля не вмещаются. Впрочем, это не единственная причина, по которой режиссер Дмитрий Черняков и главный дирижер Большого театра Александр Ведерников взялись за новую редакцию, причем прежняя тоже останется в афише. Александр Ведерников сказал журналистам:
– Имеет ли право на жизнь постановка 1944 года на основной сцене Большого театра? Да, имеет. На новой сцене – нет, не имеет. Хотя бы потому, что она просто туда еще и не пролезает. Имеем ли мы право после 60 с лишним лет существования постановки «Евгений Онегин» предложить новое прочтение? Да, имеем. И мы это право реализуем. Каким образом будет происходить сосуществование двух этих спектаклей, с точки зрения проката, на этот вопрос я вам сейчас не могу ответить просто потому, что пока историческая сцена Большого театра не открыта, он не очень актуален.
1 сентября публика услышит так называемую первую редакцию «Евгения Онегина» – ту, которая исполнялась в 1879 году студентами Московской консерватории под управлением Николая Рубинштейна. Уже этого довольно, чтобы понять – нам будет предложено более камерное и лирическое исполнение. Дмитрий Черняков так прокомментировал новую постановку журналистам:
– Было желание найти какую-то особую естественность происходящего, не тогда когда зритель сидит от сцены в 30 метрах, а когда зритель находится, как примерно вы от меня. Например, мы это делаем в репетиционном зале, а потом выходим на большую сцену и кажется, что все это не работает. В нашем спектакле еще и такая декорация, что практически никогда певец не поет прямо в зрительный зал – как это обычно бывает, когда певец не отрывает глаз от оркестра, постоянно рабски и боязливо глядя на дирижера. Певцы в нашей постановке свободны, они поют, обращаясь в любую сторону. Мы это обеспечили огромным количеством мониторов, в том числе и длительными тренировками. Но, в общем-то, это удалось. Я не знаю, что будет, когда придет публика, потому что бывает, что тогда все как-то меняется, но надеюсь, что этого не случится.
Один из лучших не только на российской, но и на европейской оперной сцене, режиссер Дмитрий Черняков известен своей любовью к актуализации старинных сочинений, обыкновенно он переносит время оперы действия в современность, а потому всех волнует, что будет на сей раз. Но Дмитрий Черняков карт не открывает и отшучивается: «Мезозойская эра, все в шкурах».
1 сентября, на премьере мы поймем, сколько правды было в этой режиссерской штуке.