В четверг в Москве в Новопушкинском сквере прошел пикет, посвященный годовщине трагедии в Беслане. Пикет был организован Комитетом антивоенных действий и Антивоенным клубом.
Проливной дождь не помешал участникам «Акции скорби», как её назвали организаторы, выразить свое отношение к ситуации в Чечне и современному терроризму. Свечи, зажженные в память о жертвах бесланских событий, гасли на ветру, но около двух десятков правозащитников, несмотря на непогоду, развернули транспаранты с антивоенными лозунгами.
«Власть говорит, что война в Чечне закончена. Это неправда: война продолжается и разрастается сегодня, охватывая сопредельные территории: Ингушетию, Дагестан, Осетию, Кабардино-Балкарию. За неделю на Северном Кавказе погибают до 30 человек. Среди них российские военнослужащие, мирные люди, женщины и дети», - говорится в обращении Комитета антивоенных действий, приуроченном к годовщине бесланской трагедии.
«Акция проходит в годовщину Беслана. А главным уроком осталось то, что мы по-прежнему не застрахованы от наступления подобных событий, подобных террористических актов. Мне не кажется ситуация хорошей ни в России, и уж подавно мне не может казаться хорошей ситуация в Чечне, поскольку там создан даже не авторитарный, может быть, как здесь, в России, а буквально тоталитарный режим. А главное, что, может быть, надо было бы наплевать на то, какими средствами кадыровский режим насажен и какими средствами он действует, но хотя бы если бы мы были уверены в его стабильности, но у нас такой уверенности нет», - говорит Анна Каретникова, координатор Антивоенного клуба, только что вернувшаяся с Северного Кавказа.
Один из лидеров правозащитно-просветительской группы «Обратная связь» Дмитрий Бродский считает, что межнациональные конфликты уже давно представляют собой проблему не только для Северного Кавказа, а ответственность за это несут - в конечном итоге - российские власти: «Это касается каждого из нас. И если кого-то не коснулось, коснется. Мы видим это. Это мы видим не перекрестках, мы видим это в отношении милиции к людям другой национальности, не обязательно кавказцев, кстати. Даже люди украинской национальности уже стали нашими врагами. Это все инспирируется в каком-то смысле сознательно и бессознательно из высших эшелонов власти. Они, мне кажется, не ведают, что творят. Им кажется, что они ведут какую-то жесткую определенную политику, а на самом деле это подлость».