Заместитель председателя правления Центробанка России Андрей Козлов, на которого минувшим вечером было совершено покушение, сегодня утром скончался в больнице. Тяжелые огнестрельные ранения он получил, когда выходил с территории футбольного стадиона «Спартак». Напавшим удалось скрыться. Дело расследует Генеральная прокуратура, под личный контроль его взял генпрокурор страны Юрий Чайка.
Свою оценку убийству высокопоставленного чиновника Радио Свобода дал председатель подкомитета Государственной Думы по банковскому законодательству Павел Медведев.
- В чем заключались обязанности Андрея Козлова в Центробанке?
- Козлов был первым заместителем председателя Центрального банка, который отвечал за надзор. И надо ему отдать должное, за то время, что он занимал эту должность, он надзор существенным образом улучшил, нашу банковскую систему сделал более прозрачной. Вот это была его и формальная функция, и это была его мечта - улучшить надзор, и он это сделал.
- А какие, скажем так, наиболее конфликтные узлы есть в этом департаменте Центробанка, в котором работал Андрей Козлов?
- Это не департамент, это весь Центральный банк, ему подчинялись многие департаменты, которые практику надзора реализовывали. Конфликт такой: некоторые недобросовестные банки должны быть изгнаны с рынка. Если банк занимается отмыванием грязных денег, а такие банки, к сожалению, в небольшом количестве, но все еще существуют, такой банк должен быть с рынка изгнан. Если за таким банком стоит очень недобросовестный человек, то, конечно, возникает конфликт.
- Павел Алексеевич, за время, которое Андрей Козлов занимался этим, удалось ли улучшить ситуацию?
- Кардинальнейшим образом! 4,5 года приблизительно Андрей Андреевич работал на этой должности. Сначала он улучшал надзор в рамках того законодательства, которое существовало на момент его назначения. Потом он был активнейшим участником редактирования закона о страховании вкладов, и его перу принадлежит глава, которая поручает Центральному банку, ему перед вступлением банка в систему страхования перепроверить. Он написал в этой главе, что банки навсегда должны сохранять тот уровень, который требуется для того, чтобы банк мог вступить в систему страхования. И в процессе перепроверки он достиг огромных успехов, банковская система стала значимо более чистой и более твердо стоящей на ногах.
- Какие банки Андрей Козлов лишил лицензий?
- Он не лишал лицензий, он руководил созданием критериев, по которым банки могли быть лишены лицензий, и он добивался прозрачности процедур. Скажем, если банк... давайте не о лицензиях говорить, а о вступлении в систему страхования, это такая была массовая работа, там 900 с лишним банком вступили в систему страхования. Если банк не принимался в систему страхования на нижнем уровне, можно было 20 раз пожаловаться, и можно было пожаловаться на Козлова. Он в предпоследнем звене этой иерархии стоял - Козлов, но на Козлова еще можно было пожаловаться председателю Центрального банка. И целью Козлова было не сохранение чести мундира, а сохранение прозрачности. Он ценил именно прозрачность, и бывали случаи, когда председатель Центрального банка принимал решение не такое, которое принимал Комитет банковского надзора, который возглавлял Козлов. И Козлов всегда этому радовался, это было реализацией его идеи прозрачности надзора. Это его громадный успех. Я думаю, что мы несколько лет будем осознавать то, что сделал Козлов.
- Сейчас основная версия покушения на Андрея Козлова - это его профессиональная деятельность. Вы с этим согласитесь?
- Вы знаете, я бы хотел, чтобы прокуратура нам в конце концов сказала, каковы результаты расследования. Такая версия очень правдоподобна, потому что Андрей Андреевич вел себя абсолютно так, как требовал закон, ни одного отступления от закона он себе никогда не позволял. Естественно, существуют люди, которым не нравится, когда исполняется закон, поэтому такая версия, безусловно, должна быть расследована.