В Афганистане ответственность за поддержание безопасности целиком взял на себя союз НАТО. До сих пор Североатлантический альянс контролировал Кабул, а также север, юг и запад страны. А теперь под командование НАТО перешли 12 тысяч американских военнослужащих, дислоцированных в восточных районах Афганистана.
Как раз в четверг исполнилось пять лет с начала военной операции США и их союзников в Афганистане. Начавшаяся вскоре после террористических атак на США 11 сентября 2001 года война продолжается по сей день. И пока трудно сказать, когда она может закончиться.
США ставили задачу сменить режим талибов, уничтожить лагеря «Аль-Каиды» и найти Усаму бин Ладена. Передовыми силами в этой войне были Афганский Северный Альянс и коалиционные силы США, стран НАТО, Австралии, Пакистана и Новой Зеландии. Усама бин Ладен обосновался в Афганистане примерно в 1996 году. В стране была создана сеть тренировочных лагерей «Аль-Каиды». После терактов в американских посольствах в Африке в 1998 году по некоторым лагерям американцы нанесли ракетный удар, однако он оказался малоэффективным.
Вторжению предшествовал ультиматум президента Буша правительству «Талибана»: выдать лидеров «Аль-Каиды», закрыть лагеря террористов. Ранее, в декабре 2000 года, того же потребовал Совет Безопасности ООН в резолюции номер 1333. Режим талибов отказался выполнить и резолюцию ООН, и ультиматум Белого дома. Тогда, 7 октября 2001 года, американские и британские силы особого назначения высадились в Афганистане и вместе с Северным Альянсом начали подготовку к свержению режима талибов. Начались бомбёжки военных и стратегических объектов «Талибана» и «Аль-Каиды».
Вот что говорит о войне бывший поверенный в делах США в Кабуле, бывший посол в Йемене и Катаре, а ныне профессор Бостонского университета Чарлз Данбар:
- Оказалось всё гораздо сложнее, чем представлялось. Во-первых, изначально было допущено немало ошибок в попытках захватить бин Ладена. Главная ошибка, которую мы затем повторили в Ираке, та, что мы ввели слишком малочисленный контингент наземных войск, особенно в район Тора-Бора, откуда бин Ладену удалось уйти в Пакистан. Так что эта часть операции провалилась. Тогда как другая задача – свержение режима «Талибана» – была выполнена очень хорошо, с минимальными потерями. Ещё одно важное достижение США – установление новых, дружественных отношений с правительством Пакистана, что позволило сделать пакистанскую территорию менее безопасной для террористов «Аль-Каиды» и их сторонников. Здесь был достигнут определённый успех. Хотя сейчас мы видим существенное ухудшение.
- Согласны ли вы с утверждениями Буша, что проблему Афганистана надо рассматривать как часть глобальной войны с терроризмом и общей проблемы всего ближневосточного региона?
- Я думаю, что борьба в Афганистане и в Пакистане и победа в этой борьбе приведёт нас к успехам в других районах Ближнего Востока. В этом смысле президент Буш прав. Я также думаю, что любые военные действия в Афганистане должны вестись параллельно с существенным экономическим развитием, жизненно необходимым для стабильного будущего Афганистана, политического и экономического.
В результате 5 лет войны по данным на 4 октября 2006 года в Афганистане погибло 486 солдат международной коалиции. Из них 338 американцев, ранено около 1 тысячи американцев. Точных цифр о потерях гражданского населения Афганистана нет.
Командование международной коалиции заявляет о необходимости усиливать контроль над теми провинциями Афганистана, в которых участились нападения талибов. Само руководство Афганистана считает, что талибов поддерживают пакистанские исламисты, а США призывают Исламабад усилить военное присутствие в горных районах на афганской границе.
О том, какую роль в борьбе с исламистами и «Аль-Каидой» играет этот район, в котором, по некоторым данным, скрывается теперь Усама бин Ладен, рассказывает эксперт по радикальным исламским движениям, специалист по истории Афганистана и Пакистана Сергей Андреев:
- Пакистан находится сейчас в очень сложном положении, потому что под давлением Америки он был вынужден начать весьма широкомасштабную военную операцию в племенных агентствах северо-западной пограничной провинции. Племенные агентства – это весьма уникальное формирование, потому что, хотя формально все эти территории на границе с Афганистаном находятся под юрисдикцией Исламабада, на самом деле государственной власти там нет. Государство представлено только так называемым районным комиссаром, который не имеет никаких властных функций, а лишь является своего рода офицером связи между племенами, которые живут в этих самых агентствах, и правительством. Вся власть принадлежит племенным структурам, традиционным лидерам, и именно в этих самых племенных агентствах и нашли убежище талибы после того, как они были разбиты осенью 2001 года в самом Афганистане. Именно оттуда и идут атаки на Афганистан.
5 сентября этого года президент Мушарраф заключил мирное соглашение с Северным Вазиристаном, с племенем утманзай. Согласно этому соглашению, утманзаи согласились с тем, что после того, как прекращается военная операция, которая проводилась пакистанской армией в этом районе, они прекращают поддержку талибов, прекращают поддержку всех иностранных членов «Аль-Каиды», которые нашли убежище в Вазиристане, и прекращают атаки на Афганистан. После заключения этого соглашения атаки на американские, британские войска на юге Афганистана возросли на 300 процентов. Ходят слухи о том, что, помимо письменных соглашений между правительством Пакистана и племенными лидерами северного Вазиристана были так называемые еще и негласные устные протоколы. Пакистанское правительство отрицает наличие этих устных протоколов, но сведения об этом весьма широко циркулируют в международной прессе. Согласно этой информации, было достигнуто соглашение о том, что пакистанские пуштуны согласились на то, что они будут более осторожны и аккуратны в своих атаках на британские и американские войска с Южном Афганистане. Границу будут переходить более маленькими группами, будут переходить реже, то есть будут дольше оставаться в Афганистане, не менее 40 дней, все эти партизанские группы, которые ведут войну в Южном Афганистане. И никто из пакистанских талибов, переходящих в Афганистан, не будет брать с собой пакистанские документы, потому что в случае гибели на поле боя или захвата в плен их невозможно было бы идентифицировать как пакистанцев.