1 декабря исполняется 80 лет со дня убийства первого секретаря Ленинградского обкома партии большевиков Сергея Кирова. Считается, что это убийство было использовано Иосифом Сталиным для начала осуществления массовых репрессий.
Однако историки приходят к выводу, что и сам Сергей Киров сделал немало для того, чтобы обрушить страну в террор. Сегодня уже можно поставить точку в многолетних спорах о том, убивал ли бывший инструктор историко-партийной комиссии Института истории ВКП(б) Леонид Николаев первого секретаря обкома Ленинграда Сергея Кирова по приказу Иосифа Сталина, или он руководствовался личными мотивами.
Директор Музея С.М. Кирова Татьяна Сухарникова делится с Радио Свобода результатами проведенного ею исследования:
– Мне удалось познакомиться с материалами уголовного дела по убийству Сергея Кирова, изучить весь массив "Архива Николаева", я его так называю. Совершенно очевидно, что в этом архиве – подлинные документы. Из материалов видно, что Николаев готовил покушение на Кирова. Причем, судя по разным документам, мысли об убийстве Кирова у Николаева стали возникать примерно с июля 1934 года. Личные записи Николаева свидетельствуют о том, что уже в октябре началась конкретная подготовка. Николаев выслеживал Кирова, готовил и разрабатывал разные планы: у парадной дома, в котором жил партийный лидер; в самой парадной; на ближайших подступах к дому; там, где на перекрестках останавливалась машина Кирова.
Николаев пришел к выводу, что он должен отомстить Кирову за себя и за весь рабочий класс
Николаев ознакомился со Смольным, разработал и записал план, в котором обобщил все варианты покушения. Дополнил этот план рекомендациями о том, в каком состоянии он должен там-то и там-то находиться. Например, "проявить решимость". Он пристреливал наган, который нелегально хранил с 1932 года. Из протокола обыска видно, что у него были изъяты, помимо 28 патронов к нагану, еще и винтовочные патроны, которые также подходили к нагану.
– Какими мотивами руководствовался убийца Кирова?
– Личными. 1 апреля 1934 года его уволили из Института истории ВКП (б) и исключили из партии, затем восстановили, но со строгим выговором. Николаев ждал нового назначения, но оно все не наступало. Параллельно с этим бывший инструктор обращался в различные инстанции с просьбой выделить ему путевку для санаторно-курортного лечения. Работа и лечение – вот два требования Николаева. Он написал Сталину, в Комиссию партийного контроля, в Политбюро, писал и Кирову. Ответов не было. Николаев стал разочаровываться и понимать, что требования его не будут удовлетворены. И пришел к выводу, что он должен отомстить и за себя, и за весь рабочий класс. В документах, сразу подчеркну, мотивов ревности Николаева (была версия, согласно которой между двумя коммунистами стояла женщина) мы не обнаружили, – рассказала историк Татьяна Сухарникова.
Сергея Кирова, "Мироныча", в советской истории, особенно в истории Коммунистической партии, принято представлять любимцем ленинградских рабочих. В снятом в 1939 году фильме Фридриха Эрмлера погибший от пули большевик Петр Шахов, прообраз Сергея Кирова, назван, как и сам фильм, "Великим гражданином".
Сергей Киров, входивший в состав "тройки" Ленинградской области по рассмотрению дел о повстанчестве и контрреволюции с правом вынесения расстрельного приговора, член Политбюро ЦК ВКП(б), был верным сыном партии, на совести которого сотни, если не тысячи загубленных жизней. Только в 1919 году он, как председатель временного революционного комитета в Астрахани, руководил расстрелом рабочих-красноармейцев во время контрреволюционного мятежа; по его приказу расстреляли крестный ход в прославление святого Иосифа Астраханского; он курировал арест и расстрел митрополита Астраханского Митрофана и епископа Леонтия. И таких примеров из биографии Сергея Кирова можно привести немало.
Во всех звеньях нашей социалистической стройки сейчас преобладает социалистическое начало
В Музее политической истории России к годовщине смерти Кирова актер Театра "Европы" Артур Козин прочел фрагменты речи Сергея Кирова на XVII cъезде ВКП(б), который прошел в Москве в феврале 1934 года и получил известность как "съезд победителей". Выступление Сергея Кирова вызвало радость и хохот не только в зале, но и в президиуме, у членов Политбюро. Этот момент и запечатлел на своей картине партийный художник Дмитрий Налбандян.
Что же говорил Сергей Киров, ведь историки считают его речь первым прямым призывом к развязыванию кампании массового террора в стране? Киров назвал группу партийцев, якобы "примазавшихся к победителям", "прятавшихся в обозе", в то время как все остальные большевики обоз тянули изо всех сил. Эта часть речи полностью соответствует стенографическому отчету:
"Товарищи, в итоге всей работы между XVI и XVII съездами мы видим, какая громадная перестройка всего народного хозяйства произошла в нашей стране, какая громадная передвижка в распределении социальных сил произошла у нас в пользу социализма, – заявил с партийной трибуны Киров. – Во всех звеньях нашей социалистической стройки сейчас преобладает социалистическое начало. И вот в такой-то обстановке, при таких-то итогах казалось: стоило ли останавливаться на выступлениях, которые мы слышали здесь со стороны бывших лидеров правой и троцкистской оппозиции?
Съезд без особого внимания слушал выступления этих товарищей, и вот мне кажется, что к этим выступлениям надо теперь уже подойти не только с точки зрения теоретической, – мы эти дела дискутировали уже целый ряд лет тому назад (возгласы: "Правильно!"), а надо несколько более практически, так сказать, по-человечески взглянуть на то, что произошло с вождями бывших оппозиционных группировок. Не вдаваясь в теоретический анализ взглядов всякого рода оппозиций, которые они и сами-то теперь не защищают, мне хотелось бы воспользоваться присутствием здесь военных и представить себе, скажем, такую картину.
Мы с вами – наша великая Коммунистическая армия под авторитетным командованием Центрального Комитета, возглавляемого таким величайшим стратегом социалистической стройки, как товарищ Сталин, – повели решительное социалистическое наступление по всему фронту. Миллион рабочих, с ними в союзе еще большие миллионы крестьян во главе с твердой, железной, стальной ленинской партией пошли в бой. В этом бою, товарищи, нам пришлось потерпеть немало отдельных неудач и невзгод, но в итоге мы вышли к XVII съезду партии на такие новые победные высоты, что все эти изъяны и все эти недочеты тушуются перед величием наших побед.
Но вы знаете, товарищи, что во всякой войне, а в том числе, оказывается, и в той войне, которая ведется за строительство социализма, случилось так, что отдельные товарищи по разным причинам начали сомневаться в целесообразности и успешности того великого похода, который мы развернули, и вместо того, чтобы сражаться в рядах основных бойцов, они то поодиночке, то целыми группами даже из руководящих рядов иногда либо ныряли в сторону, либо приотставали, либо скрывались в обозе или еще где-нибудь, несмотря на то что по физическим достаткам им было место на передовой линии огня.
А армия идет, потому что это никоим образом колебать боеспособную армию не должно и не может. Армия идет вперед, одерживает одну победу за другой. Но там в обозе, среди этих отдельных колеблющихся групп, звеньев и группочек, все-таки продолжается своя работа. Получая приказы командования, эти люди не только не стараются проводить эти приказы, наоборот, они всячески стараются подорвать авторитет этих приказов, они всячески стараются расшатать ближайшие к ним шеренги.
Вот возьмите Бухарина, например. По-моему, пел как будто бы по нотам, а голос не тот
Дело доходит до того – как случается и на войне, – что противник, заметив наличие чрезмерного количества таких "обозных" элементов, начинает даже некоторые расчеты держать на эти слои армии. И вот представьте себе картину – после того как армия одержала решающие победы над врагом: основные позиции заняты, война еще не кончилась, далеко не кончилась, но наступило нечто вроде победной передышки, если можно так выразиться, и вот вся великая победоносная рать бойцов поет могучую победную песню. И в это время что остается делать всем тем, которые до сегодняшнего дня были в обозе? (Аплодисменты, смех.)
Они, товарищи, выходят, пытаются тоже вклиниться в это общее торжество, пробуют в ногу пойти, под одну музыку, поддержать этот наш подъем. Но как они ни стараются, не выходит и не получается. (Смех, аплодисменты.) Вот возьмите Бухарина, например. По-моему, пел как будто бы по нотам, а голос не тот. (Смех, аплодисменты.) Я уже не говорю о товарище Рыкове, о товарище Томском. Тут даже и мелодия другая. (Смех, аплодисменты.) И в тон не попадают, и в шаг не поспевают.
И я по-человечеству, товарищи, должен сказать, что это не так просто, надо войти в положение людей, которые целые годы, решающие годы напряженнейшей борьбы партии и рабочего класса сидели в обозе. Им очень трудно стать на партийные позиции. И мне сдается, я не хочу быть пророком, но еще некоторое время пройдет, пока вся эта обозная рать вольется в нашу победную коммунистическую армию. (Аплодисменты.)
Товарищи, мы называем свой съезд съездом победителей. Это верно. Но вот из всего того, что я старался попросту рассказать, очень элементарно, – по-моему, это правильно, так сказать, по существу. (Аплодисменты.) – Мне кажется, что из всего этого нужно сделать необходимые выводы, именно потому, что борьба не кончилась, борьба продолжается. Впереди – осуществление той программы, которую нам нарисовал товарищ Сталин".
Уже через несколько часов после убийства Кирова официально было заявлено, что Киров стал жертвой заговорщиков – врагов СССР, а Президиум ЦИК СССР в тот же день принял постановление "О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик", в котором было определено: "Внести следующие изменения в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик по расследованию и рассмотрению дел о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти: 1. Следствие по этим делам заканчивать в срок не более десяти дней. 2. Обвинительное заключение вручать обвиняемым за одни сутки до рассмотрения дела в суде. 3. Дела слушать без участия сторон. 4. Кассационного обжалования приговоров, как и подачи ходатайств о помиловании, не допускать. 5. Приговор к высшей мере наказания приводить в исполнение немедленно по вынесении приговора".
И дальше начались "кировские призывы" и "кировские потоки". Говорит директор Музея С.М. Кирова Татьяна Сухарникова:
– Сразу после убийства начались "кировские потоки". Уголовное дело по убийству Кирова было сфабриковано. В убийстве, в подготовке преступления, в покушении на Кирова обвинили не только Николаева, но еще 13 бывших комсомольских работников. Все они 29 декабря, сразу после завершения процесса, который продлился чуть больше суток, были расстреляны. Потом еще один "кировский поток" – так называемые "бывшие люди". Из Ленинграда в Москву ушло спецдонесение с сообщением о том, что в городе проживает большое количество бывших дворян, служащих дореволюционного государственного аппарата, священнослужителей, бывших полицейских. В феврале-марте 1935 года из Ленинграда выслали более 11700 человек, это были не только сами "бывшие люди", но и члены их семей.
Еще один "кировский поток" начался с московского процесса над Зиновьевым и Каменевым, а также их ближайшим окружением. Можно привести другие примеры "кировских потоков", например, партийные чистки или паспортные чистки. Паспортная система в СССР была введена в 1932 году. По новым правилам, лица, которые подвергались уголовным преследованиям, особенно по политическим статьям, не могли проживать в крупных городах. Например, они не могли селиться ближе ста километров к границам Ленинграда. Знаменитое выражение "101-й километр" отсюда и пошло. Если подводить итоги только первых месяцев после убийства Кирова, то можно сказать, что из Ленинграда выслали почти 40 тысяч человек, – рассказала Радио Свобода историк Татьяна Сухарникова.
В России помнят Сергея Мироновича Кирова. Его именем назван крупный областной центр, десятки улиц, площадей, библиотек, предприятий во многих городах страны. На улицах многих городов стоят памятники Кирову, "любимцу партии".