Госсекретарь США Кондолиза Райс посетила Японию, Южную Корею, Китай и Россию, чтобы, по следам принятия Советом Безопасности ООН санкций против Северной Кореи, договориться о координации действий и о выполнении пунктов резолюции. Как в Америке оценивают итоги переговоров? Первыми впечатлениями поделился со мной сотрудник вашингтонского Института мировой политики Майкл Уоллер.
- О результатах переговоров говорить рано, пока мы не станем свидетелями не слов, а дел всех заинтересованных сторон. Но я не думаю, что можно верить китайскому коммунистическому руководству в его вроде бы серьезных намерениях соблюдать санкции, досматривать северокорейские грузы, заморозить фиансовые операции с Пхеньяном. Я считаю, что обещаниям Китая можно верить почти так же, как обещаниям Северной Кореи.
Мне не кажется, что нашему госсекретарю удалось добиться конкретных результатов. Однако есть одно важное событие: Кондолиза Райс совершенно ясно и недвусмысленно заверила Японию в готовности Америки защитить своего союзника любой ценой. Это очень важно занть не только Японии, но всем странам региона.
- С Южной Кореей вести переговоры было сложнее?
- Сложнее. Южная Корея оказалась заложницей своего агрессивного северного соседа. Северокорейские войска могут занять приграничные районы Южной Кореи в течение нескольких минут. Наше военное присутствие в Южной Корее незначительное и мы не сможем остановить интервенццию. А в случае серьезной ядерной угрозы со стороны Севера нам надо будет принять адекватные меры. Хотя, думаю, это нереально. В Сеуле это хорошо понимают и больше расчитывают на собственную дипломатию. Отсюда и компромиссы с Северной Кореей, на которые все чаще идет Южная. Это не совсем тот союзник, на которого мы могли полностью положиться еще лет 10-15 назад. Теперь у Сеула более тесные деловые связи с Пхеньяном. Южная Корея уже не та.
- А что вы скажете о переговорах госсекретаря в Москве?
- Все то же самое: политические игры. Кремль заявляет о важности сотрудничества и выполнения резолюции, а украдкой действует в ином направлении. Россия видит свою выгоду в конфликтах, вызванных действиями Северной Кореи. В Кремле понимают, что Ким Чен Ир не угрожает ядерным нападением на Владивосток. Чем больше проблем из-за Северной Кореи у США или Японии, тем это приятнее Путину.
Выводы Майкла Уоллера отчасти подтверждаются и заявлениями самой Кондолизы Райс. Она предупредила, что не следует ожидать быстрого прорыва в северокорейском кризисе в результате американо-китайских и других переговоров. В то же время госсекретарь подчеркнула, что отношение Пекина к Пхеньяну драматически изменилось после северокорейского ядерного испытания. «Никто не хочет оказаться по другую сторону резолюции ООН», - сказала она.
Все, с кем встречалась Кондолиза Райс, подтвердили, что необходимо вернуть Северную Корею к шестисторонним переговорам. Но какими методами вернуть? На этот счет существуют серьезные расхождения.