Ссылки для упрощенного доступа

"Детгиз" на продажу


Бумажные книги не выдерживают конкуренции с цифровыми
Бумажные книги не выдерживают конкуренции с цифровыми

Уникальное отечественное издательство "Детгиз" стало непрофильным активом государства

Издательство детской литературы "Детгиз" готовит документы для описи и оценки: возможно, уже через месяц оно будет выставлено на торги в Российском аукционном доме. Именно таким образом Петербург уже лишился двух издательств: "Искусство Петербурга" и "Авроры". На торги-то их выставили, купить – никто не купил, и им пришлось тихо закрыться. Теперь на очереди "Детгиз" – одно из старейших издательств России, созданное по постановлению ЦК ВКП(б) в сентябре 1933 года.

Первым главным редактором "Детгиза" был Самуил Маршак, собравший звездную команду: Бориса Житкова, Виктора Шкловского, Л. Пантелеева, Даниила Хармса, Александра Введенского, Алексея Толстого, Евгения Шварца. Налаживать работу "Детгиза" помогали Максим Горький, Корней Чуковский, Аркадий Гайдар. Конечно, во время Большого террора та, первая и самая знаменитая редакция не избежала разгрома – одних уволили, других посадили и расстреляли. Но все-таки издательство продолжало жить, оно собирало и издавало не только самых талантливых детских писателей, но и замечательных художников – Владимира Конашевича, Евгения Чарушина, Юрия Васнецова, Николая Тырсу и многих других.

Считается, что государство не должно обременять себя владением такими вещами, как издательства, что это непродуктивно

Только в первый год работы "Детгиз" выпустил больше 150 книг огромными тиражами, и даже сейчас, в сложное для книгоиздателей время, под его маркой выходит примерно 130 книг в год. Всем памятны знаменитые книжные серии "Детгиза" – "Библиотека приключений", "Мои первые книжки", "Школьная библиотека", "Библиотека мировой литературы для детей и юношества", "Книга за книгой". И вот теперь все это может прерваться навсегда. Директор издательства Алла Насонова отмечает, что такова сегодня общая тенденция:

– Государство еще в 2007 году объявило, что создает акционерное общество, чтобы затем передать его в частные руки. Считается, что государство не должно обременять себя владением такими вещами, как издательства, что это непродуктивно, несовременно, что для эффективного управления все надо передать в частные руки. К сожалению, есть предприятия вроде нашего, которым рыночные законы противопоказаны. Это не только мы – это и "Роскино", и московская "Детская литература". Нам кажется, что если "Детгиз" и "Детская литература" перейдут в частные руки, они коммерциализируются и перестанут исполнять те функции, ради которых их создавали отцы-основатели – Чуковский, Горький, Маршак. Владелец будет думать о доходности, не станет печатать молодых нераскрученных авторов, будет делать что-нибудь подешевле и похуже.

И тогда уже нигде нельзя будет найти ничего, кроме чудовищно оформленной продукции "Росмэн" или "Эксмо" с примитивными иллюстрациями?

Продать нас – это все равно что продать за ненадобностью Большой театр или Мариинский театр. Они ведь тоже дохода не приносят

– Не хочу сказать дурного слова о коллегах, их продукция широкого потребления тоже нужна. К сожалению, никогда никому невозможно объяснить, что такое плохой вкус и что такое хороший. Вот только что я заседала в Смольном по поводу "Библиотеки первоклассника". Хорошее начинание – город дарит первоклассникам три книги, но одна из них с чудовищными иллюстрациями, и я никак не могу доказать, что это решительно невозможно. Надо собирать что-то вроде худсоветов, существовавших когда-то, приглашать искусствоведов, иначе мы никогда не докажем, почему иллюстрации в стиле мультяшек и компьютерных игр – плохие. Мы уже имели в XIX веке эпоху дурного вкуса, сусального ширпотреба – сладких мальчиков и девочек, обсыпанных блестками. Это процветало в книжной культуре конца XIX века. С этим боролись Маршак и Чуковский. Они выдвинули отечественную иллюстрацию на передовой уровень в мировой истории книги, и теперь, похоже, мы откатимся на 150 лет назад и начнем все сначала. Что ж, такое тоже бывает. На самом деле продать нас – это все равно что продать за ненадобностью Большой театр или Мариинский театр. Они ведь тоже особого дохода не приносят, одни убытки.

За "Детгиз" собираются заступиться библиотекари и, конечно, писатели, уже подготовившие по этому поводу открытое письмо. Говорит председатель Союза писателей Петербурга Валерий Попов:

Без "Детгиза" будет скучно, останется одна политика, один бизнес

– "Детгиз" любят все – и читатели, и писатели. Для меня это такое уютное пушистое место, место отдохновения, где можно пошалить, порезвиться, написать несерьезную книгу после серьезных. Без "Детгиза" в нашем городе будет скучно, останется одна политика, один бизнес, а эта отдушина пропадет. У него ведь большие проблемы с помещением – дом на Фонтанке аварийный, восемь лет назад для издательства был выделен другой дом, но и там нужен колоссальный ремонт, и он до сих пор даже не начат. Даже если "Детгиз" сохранится, непонятно, где он будет жить. Но все же я не верю, что "Детгиз" пропадет. У нас же столько чудесных детских писателей: Яснов, Махотин. Я не верю, что их лишат издательства.

В открытом письме, подготовленном писателями в защиту "Детгиза", содержится и требование предоставить ему достойное помещение. Один из авторов письма – известный детский писатель и не менее известный переводчик Михаил Яснов:

Это двойные стандарты: объявляют год литературы и выставляют на продажу самое известное, самое маститое детское издательство в стране

– Мы против того, чтобы "Детгиз" выставляли на продажу. Для нас самое главное – сохранить целостность издательства и его жизнеспособность. Самое печальное, что не только федеральные власти, но и наши местные тоже ничего не делают для спасения "Детгиза". Это очень огорчает. А вообще – это двойные стандарты: объявляют год литературы и выставляют на продажу самое известное, самое маститое детское издательство в стране. Просто позорище какое-то! У меня столько литературных премий – и "За лучшую детскую книгу", и "Алые паруса", и премия Маршака, и Государственная премия правительства в области культуры, – и все эти премии я получил за книги, вышедшие в "Детгизе". И сейчас я себя чувствую как старый ветеран, у которого государство отобрало награды и тут же выставляет их на продажу. Бред какой-то! У нас все время идут споры, что такое национальная идея. Я всегда повторяю: национальная идея – это то, что все знают, все любят, то, что всех объединяет. А это и детская литература, и "Детгиз" – ее флагман. И пока мы не начнем защищать детскую литературу, ничего у нас не получится.

Пока все разводят руками и думают, что же желать с нерентабельными издательствами, экономист Владимир Грязневич готов указать сразу два выхода из положения:

Если детскому издательству передать права на издание школьных учебников, то это сделает его высоко прибыльным

– Понятно, что интернет конкурирует с книгой, ее покупают меньше, чем раньше, а кроме того, буквально в последние несколько недель в России чуть ли не в два раза подорожала бумага, тут и санкции сработали, и кризис. В сложном положении оказались многие издательства, но ведь "Детгиз" – это социально значимый объект, и, мне кажется, с этой точки зрения, он должен дотироваться государством. Но это только один механизм сохранения рентабельности, а есть и другой: если детскому издательству передать права на издание школьных учебников, то это сразу сделает его не просто рентабельным, а высоко прибыльным. Но, к сожалению, у нас страна феодальная, и чиновники предпочитают отдавать такие выгодные вещи в руки своих друзей, чьи фирмы зарабатывают на учебниках гигантские деньги. А вообще детскому издательству заняться учебниками было бы очень логично. Можно было бы даже, например, провести это через Госдуму – произнести там пламенную речь о том, чтобы передать детским издательствам хотя бы часть учебников, хотя бы для начальной школы. Тогда бы и государству не пришлось тратить деньги на дотации, и социально значимые объекты были бы сохранены.

XS
SM
MD
LG