Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. США не намерены кардинально изменять иракскую стратегию. Спасет ли экономика республиканцев от проигрыша на выборах в Конгресс? Как заставить американцев отдохнуть?


Юрий Жигалкин: США не намерены кардинально изменять иракскую стратегию. Спасет ли экономика республиканцев от проигрыша на выборах в Конгресс? Как заставить американцев отдохнуть? Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке», у микрофона в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин.


Соединенные Штаты не собираются кардинально изменять иракскую стратегию, несмотря на резкую критику нынешнего курса со стороны политических оппонентов президента и на то, что иракские проблемы могут сулить республиканцам поражение на выборах в Конгресс через две с небольшим недели. Рассказывает Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: Представители Белого дома заявляют, что администрация Джорджа Буша ожидает от иракского правительства более активных действий и взятия на себя большей ответственности за безопасность страны. Тони Сноу, пресс-секретарь Белого дома, опроверг сообщение газеты "Нью-Йорк таймс", которая со ссылкой на ряд официальных лиц утверждает, что администрация Буша якобы впервые разрабатывает план разоружения боевиков и территориально-административного разделения страны по религиозно-этническому принципу. Сноу подчеркнул, что Белый дом не пытается оказать давление на иракское руководство.



Тони Сноу: Мы не выдвигаем никаких ультиматумов. Утверждения об этом не соответствуют действительности.



Аллан Давыдов: Сейчас, когда до выборов в Конгресс осталось две недели, ситуация в Ираке вооружает демократов неотразимыми, как они считают, аргументами против республиканской администрации и против Республиканской партии в целом. Говорит сенатор-демократ Джек Рид.



Джек Рид: Стратегия администрации потерпела провал. Хотя мы и очищаем иракские города от террористов, мы не можем закрепить успех, поскольку вовремя не поступает финансовая помощь, не восстанавливается инфрастуктура населенных пунктов. А тем временем подготовленные нами иракские подразделения безопасности теряют контроль над ситуацией, и ряды повстанцев и боевиков из противоборствующих группировок потихоньку пополняются.



Аллан Давыдов: Видный сенатор-республиканец Арлен Спектер, выражая мнение ряда однопартийцев, считает, что сохранение прежней стратегии в Ираке пагубно и для Ирака и для республиканцев.



Арлен Спектер: Я не считаю, что смену тактики надо откладывать до тех пор, пока не состоятся выборы. В Ираке слишком велики человеческие потери. Если у нас есть лучший курс, мы должны его принять - и лучше раньше, чем позже.



Аллан Давыдов: За 23 октябрьских дня в Ираке погибло 86 американских военнослужащих - это больше чем в какой-либо другой месяц текущего года. Сегодня многие представители администрации Буша отмечают, что ситуация с безопасностью в Ираке существенно ухудшилась. Вот что говорит старший советник госсекретаря США Дэвид Саттерфилд.



Дэвид Саттерфилд: Изменилась сущностная основа угрозы. Если раньше угроза исходила от экстремистского крыла партии "Баас" и сторонников Саддама, а также от алькаидовцев, то теперь картина во многом другая и явно более опасная. Расширяется межконфессиональный конфликт и в первую очередь - в Багдаде.



Аллан Давыдов: В понедельник пресс-секретарь Белого дома сделал признание, свидетельствующее о смене настроений в администрации. ОН сказал, что президент Буш больше не будет использовать свою традиционную фразу «мы не должны сворачивать с выбранного в Ираке курса».



Юрий Жигалкин: Может ли экономика спасти республиканцев от поражения на выборах в Конгресс? Безжалостно критикуемые демократами за провал иракской стратегии, республиканцы пытаются сконцентрировать внимание избирателей на теме, которая, как считается, традиционно решает исход выборов: экономической ситуации. Президент Буш в понедельник заявил, что стабильный рост экономики - это результат снижения налогов и благоприятной для предпринимательства атмосферы, созданной его администрацией. Однако демократы готовы ответить президенту по всем пунктам. Прежде всего, по главному, они оспаривают сам факт американского экономического преуспевания. Что говорят по этому поводу цифры? Мой собеседник экономист сотрудник Гуверовского института Михаил Бернштам.



Михаил Бернштам: Американская экономика за последние годы, начиная с 2002 года, растет сравнительно успешными темпами, более 3 процентов в год, снизилась безработица и самое главное - резко выросла производительность труда, самыми высокими темпами за последние 56 лет.



Юрий Жигалкин: И это результат политики администрации Буша?



Михаил Бернштам: Скорее всего, это результат накопленных достижений, технологического развития последних 30-40 лет. Если бы вы пришли на экономический семинар в крупном университете 10-15 лет назад, даже 10 лет назад, то все крупные экономисты разводили руками и говорили: что же происходит с американской экономикой, у нас компьютерная революция. А, начиная с 1970 года по середину 90-х годов, производительность растет очень низкими темпами, по 1,5 процента в год. Так вот сейчас это начало давать накопленные результаты и поэтому сказать, что это достижение администрации Буша, в общем, трудно. Но, разумеется, политика администрации, надо отдать ей должное, способствовала экономическому росту благодаря снижению регуляции и снижению налогов на высокопроизводительные доходы.



Юрий Жигалкин: Профессор, но критики президента Буша утверждают, что рост занятости достигается за счет низкооплачиваемых профессий, что зарплата не поспевает за инфляцией, что по большому счету американцы живут хуже, чем несколько лет назад.



Михаил Бернштам: Ускоренными темпами растет зарплата высококвалифицированных работников, высокообразованных, то есть инженеров, людей, работающих с технологиями. Поэтому, естественно, какая-то часть рабочей силы, которая относительно низкооплачиваемая, малообразованная, может чувствовать себя не очень уютно. В Америке производительность труда и, соответственно, полная заработная плата, на 30 процентов выше, чем во всех крупных развитых западных странах. Поэтому есть, конечно, всегда общее ощущение, что из-за глобализации какие-то работы уходят, но уходят в основном не самые высокооплачиваемые работы, потому что иначе не росла бы так заработная плата в Соединенных Штатах и не была бы она выше, чем в других западных странах.



Юрий Жигалкин: Об экономике, как факторе предвыборной борьбы, я говорил с экономистом Михаилом Бернщтамом.


Коротко - о некоторых из новостей дня и том, почему американцев нужно заставлять отдыхать.


В понедельник жестким приговором был завершен еще один из серии шумных процессов последних лет по делам, связанным с корпоративным мошенничеством. Бывший управляющий энергетической компанией «Энрон» Джефри Скиллинг приговорен к 24 годам тюремного заключения, принадлежащие ему активы, около 45 миллионов долларов, пойдут на выплаты компенсаций людям, пострадавшим в результате крахе некогда седьмой по величине американской компании. Во время суда присяжные признали Скиллинга и основателя компании Кеннета Лэя виновными в бухгалтерских махинациях, позволивших раздуть доходы, скрыть потери корпорации и непомерно повысить стоимость акций компании. За разоблачением приписок последовал крах корпорации и потери накоплений тысячами ее работников. Скиллинг не признал вины и до конца суда заявлял о своей невиновности, утверждая, что незаконные манипуляции были результатом исключительно личной инициативы финансового управляющего корпорацией. Скиллинг намерен апеллировать к суду высшей инстанции, заявляя, что он не мог рассчитывать на беспристрастные суждения присяжных, потому что суд проводился в Хьюстоне, где находилась штаб-квартира «Энрона».


Семьи жертв терактов 11 сентября выразили негодование действиями властей, не уделивших, по их словам, необходимого внимания поиску и идентификации останков погибших под развалинами Всемирного торгового центра больше 5 лет назад. Эмоциональные заявления последовали после того, как в последние три дня во время рутинной расчистки территории, где вскоре должно начаться сооружение новых высотных башен, были обнаружены кости почти 120 человек, погибших во время теракта, а бывшие спасатели вдруг вспомнили, что городские власти подгоняли их, требуя, чтобы процесс поиска и идентификации жертв был закончен как можно быстрее. Он и был закончен всего в два месяца, гораздо быстрее, чем ожидалось. В свое время поиск останков был затруднен тем, что среди развалин не оставалось тел, лишь их части. Было идентифицировано лишь около четверти погибших, останки 1100 человек не были найдены. Организации семей жертв трагедии требуют от властей возобновить поиски.


Давайте отдохнем, призывают американцев организации, обеспокоенные тем, что они называют эпидемией воркоголизма, охватившей страну. Они хотят провозгласить 24 октября Днем свободного времени. Но это задача, судя по всему, может оказаться им не по силам. Рассказывает Рая Вайль.



Рая Вайль: По данным исследования, проведенного организацией « Take Back Your Time », то есть "Верни свое время", 28 процентов всех работающих женщин и 37 процентов женщин, зарабатывающих меньше 40 тысяч в год, не имеют оплаченного отпуска. Еще недавно к ним относилась и Рэйчел Грин, всю жизнь проработавшая в бюро путешествий без нормированного рабочего дня. Она и сейчас, после обширного инфаркта в 53 года, продолжает трудиться, но система ценностей изменилась.



Рэйчел Грин: Не знаю, эпидемия это или нет, но мы, безусловно, работаем слишком много. Более 30 лет подряд я, кроме работы, вообще ничего не знала. Из-за нее и с мужем разошлась, и с детьми мать, в основном, сидела. Помню, в Болгарии как-то была, так там мой коллега говорил своим подчиненным, работайте, как американцы, тогда и у вас все будет. Нет, не надо работать так, как мы, на износ. Я и детям своим теперь говорю, не перерабатывайте, берите пример с европейцев, больше отдыхайте и проводите время с семьей...



Рая Вайль: Почему мы перерабатываем? 32-летняя медсестра Ребекка Фриза смеется...



Ребекка Фриза: Да потому что у нас ментальность такая. Мы американцы. Мы не можем успокоиться на достигнутом. Нам нужно больше. Всего больше: денег, машин, домов, счетов в банке. И не нужен нам день свободного времени. Меня учили, что лень все грехи порождает. Я сама много работаю, и дети у меня приучены все по дому делать, а летом еще и подрабатывают на свои развлечения. И у всех на все времени хватает. И мы без напоминаний знаем, что семья - это главное. У меня в доме за стол всегда все вместе садятся. Вот это главное, а не рассуждения о том, нужен ли нам день свободы.



Рая Вайль: Надо сказать, что так, или примерно так, как Ребекка, рассуждают многие из тех, с кем я говорила. Да, забавно получается. Общественные организации заботу проявили, дескать, не перерабатывайте, дорогие сограждане, берегите здоровье, даже день свободного времени объявили. Хорошая инициатива в общем, вот только жаль, поддержки у американских воркоголиков она пока не получила.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG