Белорусский режиссер Юрий Хащеватский, автор таких известных документальных фильмов, как "Обыкновенный президент" об Александре Лукашенко и "Лоботомия" о вооруженном конфликте России и Грузии в 2008 году, приступил к работе над новым фильмом, посвященным попыткам России усилить свое влияние в европейских странах. Его рабочее название – "Русский мир, или Совращение Европы".
Одним из свидетельств таких устремлений России стала недавняя публикация доклада чешской контрразведки о попытках Москвы создать "структуру идеологического влияния, подобную Коминтерну, которая основывается на идеях неоевразийства". Польская газета "Речьпосполита" 9 сентября написала по поводу регистрации в стране новой партии Легион Патриотов во главе с режиссером Конрадом Невольским: "Прибывает число почитателей Путина. Возникла очередная пророссийская партия. Ее основал режиссер, которого когда-то называли надеждой польского кино… "Если Польша имела бы такого президента, как Путин, она была бы державой. Нам нужна сильная рука", – говорит режиссер Конрад Невольский". Газета отмечает, что в стране уже действуют несколько пророссийских партий.
О своем будущем фильме Юрий Хащеватский рассказал в интервью Радио Свобода.
– Как возникла идея снимать фильм?
– Это достаточно длинная история. Я ведь начал с того, что попытался понять, что происходит в Белоруссии. Это было очень давно, в 1996 году, когда я снимал фильм "Обыкновенный президент" (в Белоруссии показ этого фильма сейчас запрещен. – РС). Это была первая попытка понять, что вообще происходит. Дальше, разбирая ситуацию в Белоруссии, я так или иначе пришел к выводу, что во многом на эту ситуацию влияет ситуация в России. Тогда мне стало интересно, а что же происходит в России, и к этому моменту (а это был как раз 2008 год) я сделал фильм "Лоботомия" – о России в связи с агрессией в Грузии. Потом я заинтересовался методами и инструментами российской политики вообще, во все времена в истории. Мне кажется, что многие методы используются постоянно, начиная с Переяславской Рады или с Георгиевского трактата, да даже еще и раньше. Это, прежде всего, обман, нарушение договоров, в общем, сорок бочек арестантов и все те милые радости, которые мы можем наблюдать, в том числе, и сейчас.
Западный мир всегда строился на собственности на землю, российский – на собственности на людей
Я встречался с очень многими людьми в Грузии и съездил еще и в Россию поговорить с очень уважаемым мной человеком – Юрием Николаевичем Афанасьевым. И, вы знаете, он мне дал исключительно интересный ответ на мои вопросы о том, что в действительности происходит, почему такие инструменты используются, почему постоянный обман, почему все так. Он мне сказал очень простую и в то же время невероятно интересную вещь, которую мы все чувствуем, но которую не формулировали никогда. Он мне сказал: "Вы знаете, чем отличается фундамент российской концепции от западной? Западный мир базисно строился на собственности на землю, а российский мир строился на собственности на людей". И это для меня связало очень многие вещи. И вот это знаменитое "бабы новых нарожают", и то, что людей бросают, от российских граждан отказываются, их хоронят в безымянных могилах сегодня, никто их не хочет защищать, когда они попадают в плен в Украине, – все вместе оказалось очень объяснимым, если исходить из определения Афанасьева. И я хочу продолжить это исследование.
Фильм "Лоботомия"
Кроме того, я вижу, что огромная опасность сегодня для мира – левая идея. Она, вообще-то, хороша, с одной стороны – это идея о справедливости и тому подобном. Но вместе с левыми идеями начинают приходить идеи диктатуры. Потому что я очень часто встречал на Западе людей, которые говорили: "Ну, а что вы хотите, Лукашенко же замечательный, он такой порядок устроил!" Или сейчас есть масса любителей Путина. И я начал смотреть, откуда это. И я понял, что виной всему чудовищная информационная война, которую сегодня развязала Россия не только против Украины, а против всего мира фактически... Потому что российская точка зрения, российская дезинформация, я это называю так, распространяется везде: и в Европе, и в США. С помощью СМИ или с помощью каких-то фондов, которые там организует российская власть, с помощью своих людей. Некоторые из них, скажем так, "честно" обмануты, и российскую точку зрения они искренне транслируют своим друзьям. А есть те, кто действительно целенаправленно работают в этом направлении. Я уже несколько раз на это натыкался.
– Рабочее название фильма – "Совращая Европу". Вы собираетесь провести расследование, с помощью каких организаций, людей, СМИ Россия пытается усилиться в странах Запада, расширить свое влияние?
– Совершенно точно! Рабочее название – "Русский мир, или Совращение Европы". Но это рабочее название, потом, когда фильм сложится, надо будет уточнить его. Поскольку всегда документальное кино немножко другое, чем его задумываешь.
Рабочее название – "Русский мир, или Совращение Европы"
– Вы начали с исторических аналогий, сказали, что Россия уже в течение многих веков использует свое влияние и пытается добиваться своих целей с помощью обмана, дискредитации, невыполнения договоренностей… В фильме вы собираетесь анализировать и сравнивать исторические тенденции разных времен? Или собираетесь называть конкретные имена, пророссийские организации, которые действуют в Европе?
Фильм "Обыкновенный президент"
– Конечно я хочу, прежде всего, искать конкретные организации. Я не знаю, насколько мне это удастся, потому что это очень сложная работа. Но, безусловно, мне необходимо именно такие организации вычислить, выявить... Поэтому я бы очень хотел, чтобы люди, слушатели наши, могли бы мне предоставить интересную информацию, документы интересные. Я был бы очень за это благодарен!
– Вы можете сформулировать конечную цель съемок вашего фильма?
Фильм целиком финансируется людьми из стран бывшего Советского Союза
– Конечная цель – исследовать и понять этот процесс, увидеть, что в действительности происходит. Это фильм-расследование. В конце расследования всегда мы определяем, что есть что и что с чем взаимодействует. А дальше это уже дело общества, дело людей гражданского общества, властей, в том числе и европейских, в том числе и в бывших постсоветских странах, – понимать, с чем они имеют дело, и принимать какие-то меры, реагировать каким-то образом на эту опасность.
– Кто продюсирует фильм?
– Я не могу вам назвать сейчас людей, которые финансируют этот фильм. Потому что эти люди окажутся сразу же под угрозой. Фильм целиком финансируется людьми из стран бывшего Советского Союза, вот так я скажу, аккуратно.
– В каких странах вы собираетесь работать?
– Безусловно в Европе: в Чехии, Германии, обязательно в Болгарии... Ну и постсоветские страны: Украина, Белоруссия, Грузия. Возможно, Франция. Я бы очень хотел поговорить там с несколькими философами, которые прекрасно понимают все вышеупомянутые проблемы. Сейчас я пытаюсь найти контрагентов в США, потому что там тоже происходит эта деятельность. В общем, где удастся...