Первый день весны 2014 года ознаменовался событием, которое многими было воспринято как официальное объявление Россией войны Украине. Совет Федерации впервые разрешил Владимиру Путину использовать российские войска на территории этой страны, после чего на полуострове началось блокирование украинских воинских частей "зелеными человечками". Спустя 10 дней Верховный Совет Крыма принял декларацию "О независимости", а 16 марта состоялся референдум, на котором, по данным его организаторов, более 95 процентов проголосовавших высказались за вхождение полуострова в состав России.
Вслед за фактическим разрывом между Украиной и Крымом на политическом и военном уровне неизбежно последовал и процесс разрыва личных человеческих связей. Вскоре после аннексии полуострова начался стремительный процесс паспортизации крымчан, часть из которых отказалась от российского гражданства. Кто-то при этом остался жить в Крыму, другие уехали.
Впрочем, есть люди, которые не вписались в устоявшиеся после тех событий определения "своих" и "чужих". К ним в какой-то степени можно отнести уличного художника из Севастополя, скрывающегося за ником tet91 (сам он расшифровывает его как слово "тетя", где последняя буква заменена на схожие по начертанию цифры). За событиями весны 2014-го tet91 наблюдал из Киева, где в этот момент учился. Меньше чем через год он вернулся в Крым. В марте 2015-го tet91 за одну ночь по-партизански разместил в рекламных лайтбоксах в центре Севастополя серию своих плакатов под названием "У меня в Украине", ставшую одним из самых пронзительных высказываний на тему разрыва связей между полуостровом и материком. С тех пор прошло немало времени, но фотографии этих работ то и дело всплывают в интернете на проукраинских сайтах и в социальных сетях, собирая тысячи лайков.
Тем интереснее было узнать, что сейчас художник (который до аннексии Крыма делал работы, посвященные в основном не связанным с политикой темам – экологии и городскому благоустройству) живет… в Москве. Серия "У меня в Украине" осталась единственным его проектом, так или иначе связанным с политикой. Tet91 говорит, что старается отстраниться от политики (по его словам, он не "особо углублялся" даже в суть акции руфера Мустанга на московской высотке), не признает границ между государствами и отказывается вставать на чью-либо сторону в российско-украинском конфликте. Тем не менее в Москве он, по его словам, скорее всего, задержится ненадолго и через какое-то время вернется в Киев или уедет в другой город.
– О вас довольно сложно найти какую-то информацию в интернете, кроме ваших работ. Расскажите, что считаете возможным.
– Я родился в Севастополе, в Крыму. Два года учился в Киеве на факультете архитектуры, как раз во время Евромайдана. Я не поддержал ни одну, ни вторую сторону. Я человек мирный и всем желаю мира во всем мире. В общественную деятельность я не включался, новости я практически не читаю. Я был на Евромайдане несколько раз, смотрел, наблюдал, как все это происходит.
– Сколько вам лет хотя бы?
– Я думаю, это не важно. Но скажу так: мне нет тридцати.
– Если бы вам сказали тогда, что эти события приведут сначала к отделению Крыма, затем к войне на востоке Украины, ваше отношение к ним изменилось бы?
– В какую сторону?
– Не знаю, это я у вас спрашиваю.
– Нет, я же говорю, я человек мирный, активно ни во что не вмешиваюсь.
– Действительно, большая часть ваших работ в Севастополе была сделана еще до аннексии Крыма и была посвящена городским проблемам – благоустройству, засилью рекламы и так далее.
– Да, в основном все мое творчество направлено на культурно-социальные, экологические проблемы.
– Но в серии "У меня в Украине", которая была сделана после событий весны 2014-го, уже отчетливо зазвучала политика.
– Да, там политический контекст присутствует, от этого нельзя отказываться. Но больше это относится к социальной проблематике, потому что это не только меня захватило, но и мой круг общения, родных, знакомых. Когда стали закрываться границы, меня это сразу коснулось тоже, потому что в то время я еще находился в Киеве.
– И какие чувства вы испытывали в Киеве, наблюдая за событиями у вас на родине?
– Какие чувства… Я говорю, что я не вникаю во все эти вопросы. До меня доходит через некоторое время. Я не слежу. Я могу узнать о новости через два дня, через неделю, из каких-то разговоров.
– Вы себя тогда ощущали украинцем? Крымчанином? Русским?
Я себя считаю гражданином планеты Земля
– Я себя считаю гражданином планеты Земля. Это все субъективно – границы, все это созданные шаблоны. Я за то, чтобы все народы соединялись и были едины. Я не поддерживаю ни одну, ни другую сторону. Это разделение ни для кого ни к чему хорошему не приведет.
– Как вам удалось провернуть в Севастополе, спустя год после аннексии, такой масштабный проект? Ваши работы долго провисели?
– До вечера остались только две работы висеть. Понятно, что на людей информационно давят, им легче сорвать плакат, чем ждать каких-то изменений, реакции и так далее.
– Сейчас вы бы хотели все отмотать назад, чтобы вернуться в тот Севастополь, каким он был до всех этих событий? Где вы могли, например, делать свои акции об экологии и градоустройстве?
– Я еще раз повторю, я за мир во всем мире. Понятно, что народом манипулируют различными способами, запугивают, у большого процента людей просто нет своего мнения. Народ только со временем может что-то осознать, что произошло и к чему это приведет.
– Пока времени прошло недостаточно?
– Ну, я думаю, если поспрашивать, какой-то процент, конечно, будет за то, чтобы вернуть все как было.
– За то время, что вы успели пожить в аннексированном Россией Крыму, вам удалось заметить какие-то изменения к лучшему, на которые рассчитывали люди, желавшие прихода России?
– Изменения, конечно, есть – в городском плане, например. Зачищаются улицы от ларьков, киосков, палаток. Зачищаются рекламные носители в центре города. Решается вопрос об автостоянках. В этом плане с мертвой точки Севастополь сдвинулся. А так, при Украине Крым в основном был заброшен. Все самотеком, сумбурно двигалось. Все решалось через деньги, через связи. Сейчас немного права изменились, начали разоблачать манипуляции, и люди побаиваются что-либо решать таким образом.
– То есть в Крыму торжествует законность?
– Ну, постепенно, да, в какой-то мере это есть.
– И вы поэтому перебрались не в Киев, как многие крымчане, а в Москву?
Если сравнивать Москву и Киев, Киев мне намного ближе по атмосфере
– В Киеве я уже бывал, а в Москве впервые. Здесь у меня тоже есть друзья, знакомые. Приехал, посмотрел. Не скажу, что здесь сахарок. Если сравнивать Москву и Киев, Киев мне намного ближе по атмосфере. Разные были слухи, когда все это произошло и люди начали приезжать в Москву из Украины, из Крыма. Москвичи, кажется, еще не знают до конца, как к нам относиться.
– Вы получили в Крыму российский паспорт?
– Да, конечно. Около полугода назад. Это была проблема, на самом деле, получить паспорт. Около полугода я его делал.
– Но, насколько я понял, для вас не имеет особого значения, паспорт какой страны лежит у вас в кармане?
– Я за мир во всем мире. Если мне нужно здесь находиться, чтобы как-то жить, работать, нужно документы какие-то оформлять. В Крыму и Севастополе находится основной круг близких мне людей.
– Как вы относитесь к другим художественным акциям, связанным с российско-украинским конфликтом? Самой известной из них стала акция киевского руфера Мустанга на одной из сталинских высоток.
– Я очень смутно помню об этом, как-то даже не читал об этой акции. У меня работа, я не зарабатываю своим творчеством, я зарабатываю обычной работой. Бывает, что какая-то информация до меня доходит через социальные сети, но я не погружен полностью в эту тематику.
– Неужели вы про акцию Мустанга вообще не слышали?
– Слышал, но не вдавался в подробности.
– Он забрался на московскую сталинскую высотку и покрасил звезду в цвета украинского флага.
– Ну, надо почитать, надо осмыслить, так я, наобум, не могу сказать.
– Война России и Украины вообще вылилась и в противостояние уличных художников, войну граффити, стрит-арта. Война – это ужасно, но сам факт, что она дала такой мощный толчок близкому вам искусству, вас радует?
– 50 на 50. Я считаю, в искусстве должно быть меньше политики и больше социальной проблематики. Должно быть больше социальной проблематики. Хотя, конечно, и политическое искусство имеет право на существование.
– Но ведь и вопросы мусора, рекламы, градоустройства, которыми вы занимались до аннексии, в итоге решают политики.
– Да, понятно, что все это завязано, и разделить это нельзя.
– В Москве, помимо того, чтобы зарабатывать на жизнь, вы задумываете какие-то уличные партизанские акции?
– Конечно, да. Новое уличное пространство, надо изучать его, прочувствовать. Здесь есть свои проблемы, культурные, социальные, экологические.
– К более жесткой реакции властей на такое творчество вы готовы?
– Ну, это смотря какие проекты будут. В принципе, я рассматриваю варианты и в Питер поехать, и в Киев вернуться, но вернуться в Крым – это последний вариант. Сейчас там в экономическом плане очень сложно находиться. Я раньше в Москве не бывал. Я посмотрел здесь галереи, музеи, для меня это, конечно, хорошо, но я хочу дальше двигаться.
– Ваша серия "У меня в Украине" была сделана год назад, но то и дело всплывает на разных сайтах, собирая тысячи лайков и репостов. Значит, проблема разделения людей, семей из-за аннексии Крыма не становится менее актуальной. Вы при этом говорите, что в Крыму все меняется к лучшему.
– Не все, я говорил только про конкретные вещи – рекламу, например. Если реально смотреть, конечно все будет хуже и хуже. Какие-то моменты положительные тоже будут. Но ни к чему хорошему это не приведет. Народ разлучают, раньше все жили дружно, а потом информация пошла, и люди стали верить в это, хотя все это, может быть, манипуляция, наиграно по сценарию чьему-то. Но все равно, надежда и вера… если без веры и надежды жить, то к чему все это приведет?
– Ну а кто первый начал-то манипулировать? "Американцы, которые проспонсировали Майдан", как говорит российская пропаганда?
– Я считаю, в этом споре виноваты оба: первый затеял, второй продолжил начатое.
– А как себя должна была повести Украина – "второй" – после того, как Россия – "первый" – начала агрессию?
– Это уже другой вопрос, зависящий от народа или первого лица государства. Я не могу судить, кто начал, потому что могу ошибаться. Я сам не углублялся в это, а опираться на чужие мнения – это не по мне. Ясно одно, что виноваты обе стороны, лично для меня. И выход всегда можно найти из любой ситуации – повременить, посоветоваться, обдумать действия, а не рубить сплеча или не отвечать агрессией на агрессию.
– Ну так в Киеве и думали довольно долго, прежде чем ответить – если мы уже говорим о событиях на востоке Украины, которые последовали за Крымом. Что надо было делать украинским властям, если не отвечать?
Есть большая государственная система. Есть люди, которые могут ей противостоять. Их постепенно убирают, закрывают
– Об этом можно только догадываться, что было бы, если повернуть в другую сторону. Что сделано, то сделано. Одно добавлю. Когда был на Майдане, в разных точках, наблюдал со стороны. Сделал вывод для себя, что народом просто управляют, для достижения своих целей – первых лиц того или иного государства. Первые импульсы были вызваны указаниями и направлениями "вышестоящих" людей, а не сам народ решал, что ему в данной ситуации делать. Поэтому "играть" в данную "игру" я не собирался и не собираюсь. Я в это не влезаю. Смысл? Есть большая государственная система. Есть люди, которые могут ей противостоять. Их постепенно убирают, закрывают. Я понимаю, что я один против этой глобальной системы ничего сделать не могу. Надо с ней где-то наравне быть, чтобы противостоять всему этому. Для меня истинным героем является Махатма Ганди, который действовал не насилием, а с помощью слова и каких-то своих убеждений.
– Это миф, нет никаких "вышестоящих людей". Майдан начался из-за конкретной проблемы, людей созвал один единственный пост в фейсбуке. А этим мифом живет вся Россия. Я думаю, вы вернетесь в итоге в Киев. У вас есть талант, и в итоге вы захотите его реализовать по-настоящему. В России выставка вроде "У меня в Украине", например, попросту невозможна. Можно разве что работать на власти, причем в этом случае вам явно светит городской, если не районный уровень. Правда, с понятием "реализация таланта" это чаще всего несовместимо, по-моему.
– Насчет Киева я задумывался еще при поездке в Москву, и сейчас к нему склоняюсь, так как Москва для меня тяжела со многих сторон. Насчет реализации и талантов – это всегда спорные моменты, есть за и против. Плюсы и минусы, каждый видит по-своему. Соглашусь, в Украине, что в те времена, что сегодня, проще в плане искусства и понимания этого искусства. Конечно, сегодня с моей стороны больший перевес понимания и одобрения в сторону Украины. Только время расставит все на свои места, потому как в наших реалиях чрезвычайно много лжи. В любом случае, здесь я ненадолго.