На днях сайт "Эхо Москвы" представил весьма резкое мнение Павла Гусева, главного редактора газеты "Московский комсомолец". Он считает: допинговое мошенничество российских спортсменов – позор на весь мир. Неспособность министра спорта РФ обеспечить допинговый надзор – свидетельство его некомпетентности. И потому Виталий Мутко должен подать заявление об отставке.
Это не первый "втык" председателю. В нынешней экономической ситуации "казна" Минспорта скудеет. Подготовка олимпийской сборной России под угрозой. Выступления атлетов на мировых чемпионатах огорчают. Впереди – поездка неустойчивой команды на футбольный чемпионат Европы и весьма ослабленной сборной России – на Олимпиаду в Рио. Окажется ли Мутко ловким кризис-менеджером? А может, лучше…
Задумавшись над этим, я попытался восстановить в памяти деяния руководителей советского и российского спорта. Непростая это история.
Первый председатель Высшего совета физкультуры СССР (ВСФК) – Николай Александрович Семашко. Руководил спортом в стране с 1923 по 1926 год. Революционер-гуманист. Академик медицинских и педагогических наук. Ясно, первым делом он считал оздоровление и добротное физическое воспитание советских людей.
Оказалось, есть задачи поважнее. Из постановления ЦК ВКП(б) 1926 года: "Физкультура и спорт должны стать средством сплочения масс вокруг партийных организаций". Руководителем ВСФК назначают Василия Михайловича Михайлова. Проверенный деловой коммунист, замначальника строительства Днепрогэса.
Установка вроде бы принята. Но дело идет вяловато… А задачи – важнейшие: всеобщая нормативная подготовка граждан к труду и войне. Потом – после гитлеровской Олимпиады 1936 года в Берлине – новое задание: "Все мировые рекорды должны принадлежать советским спортсменам". Ясное дело, физкультурой и спортом должны руководить люди крепкие и решительные.
1930–1934 годы. Председатель Комитета по делам физкультуры и спорта – Николай Кириллович Антипов, чекист и партийный деятель. Председатель комиссии партийного контроля ЦК ВКП(б). На руководство Комитетом он отводит один день в неделю. Практические дела на местах контролируют партийные органы. Под надзором. Так будет всегда.
1934–1936 годы – "Всекомфизкультом" руководит чекист Василий Николаевич Манцев.
1936–1937 годы – председательствует Иван Иванович Харченко. Летчик, комсомольский деятель. При нем создаются многочисленные добровольные спортивные общества.
Представляется, что дело вовсе не в Мутко – а в самой системе, которую уже столько лет так и не удается реформировать…
1937–1938 годы – спортом руководит комсомольский вожак Александр Владимирович Зеликов. Тут и Всесоюзный день физкультурника, и парады на Красной площади. "Да здравствует товарищ Сталин, лучший друг советских физкультурников!"
К председателям Всесоюзных комитетов "лучший друг физкультурников" относился весьма внимательно. Все они – товарищи Михайлов, Антипов, Манцев и Харченко – в период с 1937 по 1939 год были арестованы и расстреляны. В 1956-м – посмертно реабилитированы.
Председатель Всесоюзного комитета – должность опасная. Нужно с благодарностью вспомнить труды и дни "послевоенного" председателя Николая Николаевича Романова, организатора и управленца советского олимпизма. И восхититься его способностью достойно переносить несправедливые "наезды" партийного руководства.
Председатель Николай Романов был на посту четырнадцать лет (1945–1959).
Рекорд руководства сумел превысить лишь Сергей Павлович Павлов (1968–1983). Павлов – деятель игровой партийно-комсомольской закваски. Строгий руководитель, он продолжает укрепление "пирамиды" советского олимпизма – по-прежнему тщательно партийно опекаемой. Потом появился на словах вполне демократический лозунг: "От массовой физкультуры – к всенародной!".
Почему успешный Павлов покинул пост председателя? Об этом можно только догадываться. Скорее всего, умному руководителю осточертела вспыхнувшая спортивно-политическая лихорадка. В начале 80-х в ЦК КПСС размышляют: рассчитаться ли в Лос-Анджелесе за бойкот московской Олимпиады? Или проявить великодушие? Советскую олимпийскую рать держали в напряжении четыре года. Наконец, решили: "Око за око!" И подтолкнули главу МОК Самаранча к коммерциализации олимпизма, как многие считают – гибельной.
Далее последовало правление Марата Владимировича Грамова – тусклое воспроизводство былой практики. Пытались поддержать авторитет руководителя – избрали Грамова председателем Олимпийского комитета СССР. Что толку… Времена надвигались иные, – перестроечные и разрушительные.
Последующая чехарда смены спортивного руководства происходила раз в два года. На смену Валерию Сысоеву поставили Юрия Портнова. Доктор педагогических наук, профессор. Увы, в перестроечные времена наука оказалась бессильной.
Затем показалось, что выход найден – посчитали, что править физкультурой и спортом должны опытные и умудренные спортсмены. Чехарда удалась на славу. Шамиль Тарпищев – искусный и ловкий теннисист, за ним Леонид Тягачев – бывалый горнолыжник. Но снова оказалось – не то… А если – борцы? Они же покрепче и решительнее! Борис Иванюженков, потом Павел Рожков – и снова не то.
В 2004 году чехарда приостановилась. На реформирование управления спорта пригласили всемирно известного хоккеиста Вячеслава Фетисова. Ресурсы: высокое мастерство жесткой игры и опыт жизни в американском спорте.
Фетисов верил в возможности "эпохи перемен". Вместо советско-партийного Спорткомитета создается демократическое Федеральное агентство физкультуры и спорта. Но через четыре года стало ясно, что нельзя привить новый росток на старое державное дерево.
Ох, как нужна была стабильность! Виталий Леонтьевич Мутко показался ее гарантом. Его компетентность выглядела вполне надежной. Никаких чекистско-партийных и комсомольских корней. Спортивное прошлое вообще неизвестно. Матрос, инженер водного транспорта... и вдруг рывок в иную страту: Мутко назначается заместителем мэра Петербурга по социальным вопросам. Как говорится, легла карта. "Социальный зам" с охоткой занялся спортивным менеджментом. Виталий Мутко – создатель закрытого акционерного общества "Футбольный клуб "Зенит". Есть хватка, есть деловые контакты, а главное – есть высокая петербургская поддержка. Вскоре Виталий Леонтьевич возглавляет Российскую профессиональную футбольную лигу. И наконец, вытеснив Фетисова, становится председателем Спорткомитета России, а затем и министром спорта РФ.
Словом, управленческая ловкость налицо. Поверьте, все нынешние допинговые скандалы – пустяки. Еще один повод проявить решительность и крепость власти. Есть проблемы подготовки и сборной России к олимпийскому Рио? В любом случае, все будет объяснено. Вспомним олимпийский Лондон!
Обсуждаются проблемы строительства арен мирового футбольного чемпионата 2018 года? Нет таких проблем: вспомним триумф олимпийского Сочи.
Крепость Виталия Мутко на своем посту вполне объяснима. Вернее, на двух постах: он возглавляет и Министерство спорта, и Российский футбольный союз, не без хитроумной интриги вытеснив оттуда Николая Толстых. Стратегия развития России сегодня зиждется на идеях создания постсоветского общества. Воспроизводим ли опыт Николая Романова и Сергея Павлова? Вопрос…
На этот вопрос Павел Гусев дал ответ: Мутко – в отставку. Правда, не прозвучал встречный вопрос: а кого вместо Мутко? Сейчас с виду он почти идеально соответствует системе. И представляется, что дело вовсе не в Мутко – а в самой системе, которую уже столько лет так и не удается реформировать…