Литовский скульптор Гинтаутас Лукошайтис рассказал Радио Свобода о своей акции "Безупречный гражданин", во время которой он установил бронзовый бюст художника напротив бывшего здания КГБ Литовской ССР. Акция станет одним из эпизодов фильма о Павленском, который снимает режиссер Дарья Хренова. Она рассказывает о своей работе, делится с читателями сайта Радио Свобода своими впечатлениями от общения с Петром Павленским и рабочими материалами из новой картины.
Пока российский художник Петр Павленский остается в Бутырском СИЗО (в конце февраля ему до 5 апреля был продлен срок содержания под стражей), деятели искусства по всему миру не прекращают акции в его поддержку. В Вильнюсе литовский скульптор Гинтаутас Лукошайтис установил напротив бывшего здания КГБ Литовской ССР памятник Павленскому. Правда, памятник простоял всего несколько часов, пока длился совместный перформанс Лукошайтиса и других литовских деятелей культуры в поддержку художника. Лукошайтис говорит, что просил власти литовской столицы разрешить ему поставить бюст Павленского в этом месте хотя бы сроком на год, но в приватной беседе с чиновниками мэрии получил отказ из-за их нежелания "портить отношения с Россией".
Бронзовый бюст изображает Павленского во время акции "Шов". 23 июля 2012 года он зашил себе нитками рот и встал у Казанского собора в Петербурге с плакатом в поддержку участниц группы Pussy Riot. Не получив согласия на установку бюста на постоянной основе, хотя бы сроком на год, Лукошайтис и его соратники – перкуссионист популярной литовской группы Bix Гинтаутас Гасцявичюс, философ, профессор Каунасского университета им. Витаутаса Великого Гинтаутас Мажейкис, актер Роландас Давидайтис – решили устроить перформанс под названием "Безупречный гражданин". К бюсту с постаментом приделали колесики, после чего Давидайтис зачитал написанный Мажейкисом "Манифест безупречного гражданина", а Гасцявичюс сопроводил чтение битьем цепями по тарелкам от барабанной установки и пустым канистрам от бензина.
Смысл акции Гинтаутас Лукошайтис объяснил в разговоре с Радио Свобода:
– Петр Павленский еще жив, а вы ему уже ставите памятник. Почему?
– Это не памятник Петру Павленскому как таковому, а это памятник безупречному гражданину с зашитым ртом, безупречному с точки зрения власти.
– Безупречный гражданин – это тот, кто молчит?
– Да. С точки зрения власти.
– Сейчас Петр Павленский изолирован от общества после своей акции "Угроза". Вы согласны с теми, кто называет ее лучшим перформансом за всю историю современного постсоветского искусства? И действительно ли эта акция стала такой угрозой для российских властей, что они решили наконец надолго арестовать Павленского, хотя раньше этого не делали?
– Я думаю, что акция "Угроза" настолько сильна в художественном и гражданском смысле, что выходит за рамки возможных сравнений. Это гиперконцепт. По словам Великого инквизитора из "Братьев Карамазовых", власть должна дать народу чудо, то есть хлеб, тайну и авторитет. Акция "Угроза" Петра Павленского – это покушение на самое чувствительное место власти, тайну. Тайна в этом случае – это страх, а переступивший страх гражданин является прямой угрозой этой самой власти. Потому и такая реакция. Такой гражданин очень взрывоопасный, поскольку может быть примером другим.
Переступивший страх гражданин является прямой угрозой этой самой власти
– Что такое в двух словах "Манифест безупречного гражданина"?
– "Манифест безупречного гражданина", который написал профессор Гинтаутас Мажейкис, – это даже не манифест, это философическая, поэтическая манифестация, которая обращается к каждому из нас лично, предлагает каждому из нас за себя принимать решения. И с друзьями создавать альтернативное будущее. Сама акция "Безупречный гражданин" состояла из трех частей – это скульптура-бюст, музыкальный перформанс с канистрами из-под бензина, который исполнил музыкант Гинтаутас Гасцявичус, и манифестация, которую прочитал литовский актер Роландас Давидайтис.
– Литовский сайт "15 минут" написал, что власти не дали установить памятник Павленскому на постоянной основе. Означает ли это, что вы хотели это сделать, обращались к властям Литвы с такой просьбой?
– Да, я обращался. Я подал заявку в самоуправление города Вильнюса с просьбой разрешить временно, на год, поставить памятник безупречному гражданину. Через 20 дней, как положено, мне ответили в письменном виде, что комиссия по установке памятников рассмотрит мою просьбу, но дату рассмотрения мне не назначили. А устно один из представителей городской власти мне сказал, что нет шансов, что будет выдано разрешение установить такой памятник, поскольку мы можем испортить отношения с Россией. Тогда появилась идея прикрутить к памятнику колесики и так обойти ситуацию. Колесики придают памятнику безупречному гражданину дополнительный смысл, поскольку он слишком безупречен и тем вызывает подозрения у власти. В этом случае лучше быть мобильным.
– Означает ли то, что у памятника появились колесики, что он будет теперь кочевать и появится где-то еще? И может быть, не только в Литве, но и в России, например.
– Да, поскольку он подвижный, он может появиться везде, даже и в России.
– Из каких материалов сделан этот бюст? Это настоящий бюст или какое-то папье-маше?
– Нет, это не папье-маше, это все очень сделано серьезно, из бронзы.
– Вы бы хотели сделать большой, настоящий памятник Павленскому? И поставить его в Москве, на Лубянской площади, например, на месте, где стоял памятник Дзержинскому?
– Да, тут есть интересные параллели. Феликс Эдмундович Дзержинский свою революционную деятельность начал в Вильнюсе, а продолжил в Каунасе. Памятник безупречному гражданину с лицом Петра Павленского переместить на Лубянку – ну, это крутая идея! Я бы не отказался, – говорит литовский скульптор Гинтаутас Лукошайтис.
Акция "Безупречный гражданин" станет одним из эпизодов документального фильма о Петре Павленском, работу над которым сейчас заканчивает российский режиссер-документалист Дарья Хренова. В интервью Радио Свобода она рассказывает, какое впечатление на нее произвело тесное общение с художником, позволившее собрать уникальный видеоматериал о его жизни до того, как Павленского посадили за решетку:
– Этот фильм задумывался еще до акции у дверей ФСБ или уже после нее?
– Нет, мы с Петром вышли на связь, когда я увидела его акцию на Красной площади. Я наткнулась на нее случайно в YouTube, она меня поразила своим четким и суровым месседжем, одиночеством фигуры художника в этом деле. У меня появилась потребность с ним пообщаться и, возможно, предложить поснимать его дома, в каких-то его привычных условиях, чтобы понять, что движет этим человеком. Это был 2014 год. Мы достаточно долго переписывались, у меня не было уверенности, что мы это дело начнем, потому что я не знала, что это за человек. Мы все решили под новый год, и весь 2015 год мы общались и снимали. Конечно, предполагалось, что мы еще будем проводить съемки, но после акции на Лубянке у нас этап с Петей закончился и начался этап съемок каких-то мнений и реакций. Акция Гинтаутаса Лукашайтиса – это как раз из разряда таких реакций, кругов, которые пошли по воде уже после Петиных действий.
– Какие еще эпизоды, кроме акции в Вильнюсе, войдут в этот фильм?
– Я не все могу раскрыть. Даже не потому, что есть какая-то творческая вредность, а из деликатности.
– Это полностью документальное кино?
– Да, это документальное кино, никаких постановок, ничего. Там просто этого не может быть, потому что все эти вещи, даже вся ситуация кажется какой-то ирреальной. Здесь не нужно никаких вспомогательных элементов. Это Петя дома, на встречах, с какими-то интервьюерами, на обсуждении спектакля "Что делать", в Петербурге, который его вырастил, вот в этой среде.
– Вы говорите, что до съемок фильма вы с Павленским лично не были знакомы, познакомились после акции на Красной площади. Какое он на вас произвел впечатление как человек?
Основное его качество – это то, что он честный, как абсолютная точка отсчета, ось координат
– В первую очередь меня, наверное, поразило, насколько он контактен. Все-таки на Красной площади было такое впечатление, что он настолько закрыт, что я вообще не была уверена, что этот контакт состоится. Но он оказался абсолютно адекватнее огромного количества людей, которых я знаю, очень открытым. Но основное его качество – это то, что он честный, как абсолютная точка отсчета, ось координат. Ты можешь спросить его мнение по поводу того или иного произведения, фильма, книги, действия – и он всегда тебе даст абсолютно четкий и точный, искренний ответ, который не несет каких-то добавочных интересов. По нему, как по лакмусовой бумажке, можно выверять вещи. Когда он сошел с дистанции – мы не можем сейчас ни переписываться в интернете, ни созваниваться – у меня даже появился некий вакуум. Мне не с кем посоветоваться относительно каких-то вещей. Получается, что год нашего общения немного поменял ориентиры. Да, это абсолютная адекватность, честность, искренность, неподкупность и открытость, но открытость, видимо, не для всех, – рассказывает режиссер Дарья Хренова.
Художник Олег Кулик – о Петре Павленском. Фрагмент фильма "Вандал":
В середине марта ведущие деятели современного российского искусства присудили художнику Петру Павленскому диплом за художественную акцию "Угроза". Под дипломом, который подтверждает художественный статус акции, подписались более ста художников, искусствоведов, режиссеров из разных стран мира. Сам Павленский, впрочем, настаивает на том, чтобы его судили по статье "Терроризм", как задержанного в Крыму украинского кинорежиссера Олега Сенцова, который, по версии следствия, участвовал в поджоге дверей симферопольского отделения партии "Единая Россия".