Ссылки для упрощенного доступа

"Лучше б так убийц ловили"


Соратника Алексея Навального оштрафовали на 10 тысяч рублей за пикет
Соратника Алексея Навального оштрафовали на 10 тысяч рублей за пикет

Активиста ФБК Виталия Серуканова увезли из Москвы в Орел, где оштрафовали за пикет полугодичной давности

Урицкий суд Орловской области приговорил активиста Фонда борьбы с коррупцией, юриста Виталия Серуканова к штрафу в 10 тысяч рублей за участие в ноябре прошлого года в одиночном пикете в поддержку осужденного на 3,5 года колонии по делу "Ив Роше" Олега Навального.

Виталия Серуканова доставили в Орловскую область из Москвы, после того как его дважды задержали во время пикета у Совета Федерации против нового назначения Юрия Чайки на должность генерального прокурора. Виталий Серуканов вину не признает, приговор Урицкого суда он намерен обжаловать. По словам Серуканова, орловские оперативники уже не первый раз пытались задержать его по этому делу, даже приходили среди ночи к его пожилым родителям, чтобы выяснить, где он живет, однако никакой повестки или постановления о принудительном приводе юристу не присылали. Виталий Серуканов, который также возглавляет предвыборный штаб члена Партии прогресса Николая Ляскина на выборах в Государственную думу, называет это дело политическим и уверен, что активность оперативников связана с предстоящими в сентябре выборами.

– Мы проводили серию одиночных пикетов вместе с сотрудниками и волонтерами ФБК, членами Партии прогресса у Совета Федерации, где утверждали на новый срок Чайку, – рассказывает Виталий Серуканов. – Меня задержали буквально через 10 секунд, всех доставили в ОВД "Тверское". С нами пытались проводить беседы сотрудники Центра "Э", какие-то территориальные сотрудники полиции, после этого нас выпустили, но меня одного на выходе снова задержали. Как оказалось, это не просто задержание, оно было сделано исключительно для спецгруппы из Орла, которая состояла из сотрудников областного ФСБ, Центра "Э" и даже, по-моему, прокуратуры. Они специально ради меня приехали, я так понимаю, уже несколько дней находились в Москве. Такие группы регулярно ездили за мной в Москву, чтобы доставить меня в Орел за акцию от 8 ноября 2015 года, которая состоялась около исправительной колонии №5 в поддержку Олега Навального.

Виталий Серуканов с пикетом у Совета Федерации, 15 июня 2016:

– А до этого они пытались как-то выйти с вами на связь, позвонить, прийти?

Как мне вчера говорили сами сотрудники, это был приказ с самого верха по области

– Да, это была целая эпопея. Фактически с декабря 2015 года они раз в месяц предпринимали какие-то попытки со мной контактировать. Приходили домой, чуть ли не в час ночи приходили к моим пожилым родителям, ломились в квартиру, пытались выяснить, где я живу, требовали личной встречи. Была четкая установка – провести со мной личную встречу и, как показала вчерашняя практика, доставить меня в Орловскую область. С чем связана такая принципиальность по административному делу, можно только догадываться. Как мне вчера говорили сами сотрудники, это был приказ с самого верха по области. Видимо, кого-то очень сильно задел этот пикет от 8 ноября, что кто-то большой из этой области постоянно отправлял целую группу в Москву, причем "сборную", из сотрудников разных ведомств, которые за казенный счет приезжали сюда, тратили деньги на дорогу, на проживание, суточные какие-то... То есть это такой объем работы по абсолютно несущественному поводу, казалось бы.

– А что это был за пикет?

– Он проходил прямо около исправительной колонии, в поддержку Олега Навального. Было около шести человек. Олег в ноябре незаконно постоянно содержался в ШИЗО, не успевал оттуда выходить, как его снова туда помещали. В какой-то момент ситуация стала критической. Понятно, что таким образом на него оказывалось давление руководством колонии. Поэтому мы решили провести такую акцию непосредственно у стен колонии, перенести линию информационного фронта к их стенам. Нам казалось, что это должно привлечь внимание общественности, чтобы ситуация хоть как-то нормализовалась.

Виталий Серуканов с пикетом в поддержку Олега Навального, 8 ноября 2015:

– У вас был плакат какой-то?

– Да, у меня был плакат "Свободу Олегу Навальному!", у ребят были плакаты "Свободу невиновным!". И все большие чиновники, наверное, которые есть в области, туда съехались. Видимо, им было очень важно потом отчитаться об этом пикете, показать: смотрите, все злодеи наказаны... То есть для них это было делом чести, и вчера они его выполнили. Суд присудил мне эти 10 тысяч рублей штрафа, и вы даже не представляете, какие у них были самодовольные лица! Конечно, полный абсурд! Мы доходим до того, что за человеком можно объявить немыслимую охоту, привозить его в другую область... При этом не было вообще ничего: ни документов о принудительном доставлении, ничего! Они составили обычный протокол задержания, по которому я только 8 часов ехал в "Газели", то есть какие-то немыслимые нарушения.

Когда мы с моим адвокатом Владимиром Сучковым смотрели материалы, мы пришли в ужас! Они даже умудрились взять объяснение у консьержки в подъезде родителей

Более того, в суде это напоминало какое-то классическое уголовное дело, а не административное. Когда мы с моим адвокатом Владимиром Сучковым смотрели материалы, мы пришли в ужас! Они даже умудрились взять объяснение у консьержки в подъезде родителей. Я уже не говорю о том, что там был диск с телефонными разговорами – якобы как они мне звонили, пытались выяснить, где я нахожусь, и так далее. И это все в рамках административного дела! Судья тоже впала в некий ступор, когда поняла, что они этот диск с телефонными разговорами хотят приобщить к делу, и отказала им в этом. В общем, отнеслись ребята гиперсерьезно. Моим делом занимались сотрудники ФСБ, Центра "Э", притом что это абсолютно стандартное административное дело по статье 20.2 КОАП, которое вчера суд переквалифицировал с "организации" пикета на "участие", потому что никаких признаков организации там не было и быть не могло. Абсолютный блеф со стороны псевдосвидетелей, которые утверждали, что якобы я с ними разговаривал, пытался объяснить цель акции, и поэтому я якобы организатор, это абсолютная чушь! А никаких других показаний не было, по крайней мере, законных.

– По этому административному делу существовал срок давности?

– Если они на меня уже завели административное дело 8 ноября, то срок давности – год, так что фактически они имели право проводить такие действия. А до возбуждения дела – два месяца. Они уложились в сроки, у них был год, и больше чем за полгода они уже как-то справились. Осуществлять такие беспрецедентные действия по розыску, по доставлению человека по административному делу – это нонсенс, это не укладывается ни в какие рамки здравого смысла. Тратятся такие бюджетные средства, чтобы доставить человека… Для них было принципиальным не прислать никакой судебной повестки. Понятно, что дело абсолютно политическое и отчасти связанное с Чайкой. Потому что они меня нигде не могли задержать, а вчера вот наши уже, московские правоохранители с удовольствием меня им передали, задержали дополнительно. Лучше бы так воров, убийц и коррупционеров ловили, сколько внимания уделяется политическим активистам.

Виталий Серуканов
Виталий Серуканов

– Кто-то еще из тех, кто участвовал в той акции в поддержку Олега Навального, был привлечен к ответственности?

– Да. Причем на них на всех были распечатки в моем административном деле, видимо, из какой-то базы, с фотографиями, с неким описанием. Но у меня ситуация была немного иная: изначально мне вменяли организацию пикета, а ребятам – участие. Им тоже крови попили, на них приходили сюда какие-то запросы, телефонограммы, к ребятам по месту жительства приходили участковые, пытались выяснять, что за акция была, что за экстремисты. Но им не обязательно было быть на этом суде в Орле, в отличие от меня – за организацию я был обязан там присутствовать. У них суд состоится то ли сегодня, то ли завтра, у всей группы. Все, кто был на этом пикете, получат, я уверен, штрафы.

– Но вам в итоге переквалифицировали с организации на участие.

– Да. Потому что никаких формальных признаков моей организации там не было. И спасибо адвокату, который выбрал абсолютно правильную стратегию, которой мы придерживались. Мы признали участие, потому что для меня это было дело принципа, я знал, на что иду, и для меня было важно провести акцию в поддержку Олега Навального, но никакой организации, конечно, там не было. Мы уповали на то, что никаких признаков нет, что сторона обвинения не может внятно сформулировать свою доказательную базу по этому аспекту, кроме дискурсов и разговоров, абсолютно неправомерных.

– Вы собираетесь платить этот штраф?

Я не удивлюсь, если я не оплачу штраф, и они опять начнут ездить к моим родителям, ко мне

– Судя по тому, какую принципиальность они проявили, чтобы задержать меня и туда доставить, я думаю, они изрядную принципиальность проявят и в том, чтобы штраф был оплачен. Будем смотреть по ситуации, и я, конечно, абсолютно не признаю свою вину, это все надуманно, и порядок согласования пикетов далек от принципов международного права – это все понятно, но, видимо, придется. Мы живем в такой стране, здесь такие законы, и обойти эту ситуацию, видимо, не получится. Я не удивлюсь, если я не оплачу штраф, и они опять начнут ездить к моим родителям, ко мне. Я так понимаю, им нравится жить в Москве за казенный счет, и они еще раз с удовольствием приедут, если появится повод, тем более руководство области дает зеленый свет. Мы обязательно подадим апелляцию, и очень хотелось бы ознакомиться с диском с телефонными разговорами, не понятно, как полученными, возможно, на стадии апелляции такая возможность появится.

Николай Ляскин
Николай Ляскин

Николай Ляскин вчера писал, что это, скорее всего, демонстрация того, что в избирательной кампании команда Алексея Навального и ФБК все делает правильно. Это действительно может быть связано с предстоящими выборами? И планируете ли вы в них участвовать?

– Да. Я уже являюсь руководителем штаба Николая Ляскина, и мы сейчас ведем очень активно подготовку кампании, проводим регулярные встречи, проводим серьезные аналитические действия, готовим ряд проектов. Судя по настроениям и разговорам сотрудников специфических ведомств, которые вчера окружали нас после пикета, они очень озабочены выборами. Потому что и в мой адрес поступали какие-то тошнотворные шутки про Барвиху и так далее. То есть видно, что люди находятся в электоральной повестке, и это связано с выборами. И Чайка, в том числе, часть нашей предвыборной повестки, мы активно будем педалировать эту тему. И конечно, это давление. Потому что и про Ляскина спрашивали, как у нас кампания идет. Я думаю, выборы – это будет основная причина преследований в оставшийся период, до сентября. И легко точно не будет в этом плане, – заключает Виталий Серуканов.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG