Кировский суд Ярославля 1 августа приступил к оглашению приговора бывшему мэру города – Евгению Урлашову и двум его коллегам – Дмитрию Донскову и Алексею Лопатину. Их обвиняют в получении взятки и в покушении на получение взятки в особо крупном размере. Прокурор попросил суд приговорить бывшего мэра Ярославля к 15 годам колонии строгого режима, его советника Алексея Лопатина – к 8 годам, а заместителя Дмитрия Донскова – к 5 годам. Кроме того, гособвинение просит взыскать с обвиняемых по 500 млн рублей штрафа. Все трое подсудимых вину отрицают и считают дело политически мотивированным.
Евгений Урлашов, Дмитрий Донсков и Алексей Лопатин находятся в заключении уже более трех лет. Бывший мэр Ярославля был арестован в ночь на 3 июля 2013 года представителями отдела экономической безопасности МВД, его помощники – 5 июля 2013 года. По версии государственного обвинения, Урлашов, Донсков и Лопатин, "действуя в составе группы лиц по предварительному сговору", с декабря 2012 года требовали у директора компании "Радострой" Сергея Шмелева взятку в размере 18 миллионов рублей за выполнение строительных работ по муниципальному контракту. В противном случае, как утверждает следствие, чиновники грозили не выплатить подрядчику положенные по контракту деньги.
Представители компании "Радострой" в итоге, как заключили следователи, передали 14 миллионов рублей посреднику – предпринимателю Андрею Захарову, который в этот момент и был задержан. Захаров, как и еще один фигурант дела Максим Пойкалайнен, директор учреждения "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля, заключил сделку со следствием. Оба признались в соучастии в покушении на дачу взятки, и их дела уже рассмотрел суд. Максим Пойкалайнен получил 4 года колонии строгого режима, а Андрей Захаров – 1 год и 10 месяцев. В апреле 2015-го Захаров вышел на свободу.
Он себя виновным не признает и не понимает, за что он сидит, за что сидят его подчиненные
Еще один эпизод дела касается только бывшего мэра Ярославля Евгения Урлашова. Следствие считает, что он получил от генерального директора строительной компании "Ярдорстрой" Эдуарда Авдаляна 17 миллионов рублей (из предполагавшихся 30) за передачу ему в собственность компании "Городское дорожное управление".
И Сергей Шмелев, и Эдуард Авдалян, после заявлений которых и было возбуждено уголовное дело, признаны потерпевшими.
Дело в отношении Евгения Урлашова и двух его коллег Кировский суд Ярославля рассматривал около 9 месяцев. По мнению адвоката бывшего мэра Ксении Карпинской, за это время представители гособвинения так и не привели в суде убедительных доказательств вины Урлашова и его помощников:
– На наш взгляд, ни одного доказательства, которое бы стопроцентно доказывало вину Урлашова, в деле нет. Более того, прокурор задавал вопросы свидетелям такого плана: "А можете ли вы это исключить или не исключить?" – что само по себе говорит, что это уже сомнения. Свидетели могут говорить только о фактах, а то, что им кажется, что они могут исключить, – такие суждения не могут быть положены в основу обвинения. Никаких документальных подтверждений и однозначных показаний свидетелей нет. А что такое взятка? Взятка – это когда человеку дали деньги и поймали за руку. Урлашову в первом случае вменяется покушение на получение взятки, которую якобы передавал посредник, которого он не знал, а во втором случае говорится о том, что Авдолян спустя два года вспомнил, что якобы у него вымогали взятку и он тоже давал. Сначала он говорил, что он давал 500 тысяч, потом – 700 тысяч, потом – 3 миллиона, потом он путался, потом он говорил разные даты, и их корректировали в зависимости от того, когда Урлашов был в Ярославле. Ну, и на основании этого человека хотят на 15 лет в тюрьму закрыть.
– Какие доказательства приводила защита?
– Отрицательные факты доказыванию не подлежат. Мы говорим, что Урлашов взятку не брал. Как мы можем доказать, что он ее не брал? Мы говорим о том, что он не угрожал и не вымогал. Все свидетели подтверждают, что эти два человека, которые якобы давали взятки, – местные подрядчики, которые плохо строили дороги. Все вымогательство якобы основано на том, что он по телевизору говорил, что дороги плохо убираются и плохо строятся. Ну, так это любого можно критика упрекнуть в том, что он вымогает какую-то взятку.
Это бесчеловечные действия в отношении человека, которому будет 50 лет, у которого просто прокуратура хочет отнять жизнь
– Как вы в целом оцениваете ход этого судебного разбирательства? Много ли было нарушений?
– Мы считаем, что достаточно было нарушений, которые впоследствии дают нам возможность обратиться в Европейский суд по правам человека в случае, если приговор будет обвинительным.
– Какова позиция Евгения Урлашова по делу? И как он сам настроен перед приговором?
– Его позиция: он ни в чем не виноват, он всенародно избранный мэр. Он убежден, что его преследуют по политическим мотивам в связи с тем, что он как-то не договорился с "Единой Россией". Конечно, он себя виновным не признает и не понимает, за что он сидит, за что сидят его подчиненные, которые вообще к этому событию не имеют никакого отношения. Его позиция такова: я никаких взяток не брал, я ни с кем ни о чем не договаривался, и все, что здесь есть, – это все фальсификация доказательств. Вот его позиция. Он защищался 8 месяцев, пытаясь доказать суду и прокурору, что здесь нет ни события, ни состава преступления. По поводу запрошенного прокуратурой срока: я считаю, что это бесчеловечные действия в отношении человека, которому будет 50 лет, у которого просто прокуратура хочет отнять жизнь.
– Вы с ним давно виделись?
– Я с ним виделась три недели назад. У него уже есть проект, возможные наброски для жалобы. Но в любом случае мы надеемся, что наши доводы были услышаны и будут оценены в его пользу. В целом он борец, и он продолжает писать свои записи и будет бороться, – заключает адвокат Ксения Карпинская.
Евгений Урлашов назвал запрошенный прокуратурой срок "медленным смертным приговором": "Мне запросили такой штраф, который нереально выплатить такому человеку, как я. Я давно перестал заниматься бизнесом в силу того, что мне просто стало противно отбиваться каждый день от наездов, противно от справок, чиновников – тошнит. […] Запрошенный срок равносилен медленному смертному приговору. Это медленное убийство человека по политическим мотивам – только для того, чтобы показать пример другим, что если вам предлагает партия власти что-то, вы должны соглашаться", – цитирует бывшего мэра издание "Ярновости".
Заявление Евгения Урлашова перед приговором, переданное через адвоката:
Ответственный секретарь федерального политсовета партии "Демократический выбор" Кирилл Шулика полагает, что некоторые надежды на более мягкий приговор в отношении Евгения Урлашова дает отставка губернатора области Сергея Ястребова – 28 июля по приказу президента Владимира Путина Ястребов был освобожден от должности, на его место назначили заместителя министра внутренних дел РФ Дмитрия Миронова:
– В России вообще оправдательных приговоров сейчас в судах меньше, чем было при Сталине. Тогда чаще оправдывали, чем сейчас. В этом плане, конечно, никаких ожиданий нет. Но при этом отставка Ястребова, я считаю, немного может повысить шансы если не на оправдательный приговор, то хотя бы на максимально мягкий приговор. В материалах дела есть телефонные переговоры, в которых Ястребов пытается, что называется, Урлашова подставить, он об этом говорил и со Шмелевым, и с Погосяном – близким к нему бизнесменом. Эти разговоры есть, поэтому смена власти и в регионе небольшие шансы дает. Тем не менее, мы понимаем, что речь здесь все-таки идет о федеральной политике, и решение по Урлашову принималось в Москве. Тем не менее, шансы на более мягкий приговор есть.
– Как вы в целом оцениваете весь этот процесс? И что вы думаете по поводу наказания, которое попросила прокуратура, насколько это адекватно тому, в чем обвиняют Урлашова?
Такие популярные политики в регионах не нужны, нужны подконтрольные фигуры, нужны силовики в регионах
– Сам процесс абсолютно ничего общего с правосудием и законом не имел. Что такое дело о взятке? Он взял якобы деньги, у него светятся руки, он пойман с поличным. Или пойман с поличным кто-то из его ближайшего окружения, кто брал эту взятку. Здесь поймали некоего человека с деньгами, который сказал: "Я деньги несу Урлашову". Это Захаров. А арестовали Урлашова. А если бы он сказал, что несет деньги Ястребову или Путину? Что с этим человеком было, его бы не послушали? Здесь совершенно очевидно была провокация взятки со стороны определенных людей – со стороны МВД, со стороны Сугробова, Колесникова, который подписывал документы. В итоге Сугробов в СИЗО находится, против него возбуждено уголовное дело, очень серьезное, Колесников покончил с собой. Шмелев был провокатором, внештатным сотрудником, близким к генералу Колесникову. Как минимум в курсе был губернатор Ястребов. Это абсолютно политическое дело против неугодного мэра.
Никакой взятки там не было в принципе. Урлашов никаких денег не брал, это не доказано ни следствием, ни в ходе судебного заседания. Деньги, которые якобы передавались Урлашову, не найдены у него. У него изъяли те деньги, которые были в доме, номера не переписаны. Я думаю, это дело связано с тем, что Урлашов мог стать губернатором области, он заявлял о губернаторских амбициях. И буквально через некоторое время его арестовали. Такие популярные политики в регионах не нужны, нужны подконтрольные фигуры, нужны силовики в регионах. Из регионов всячески вытравливается политика, а Урлашов был довольно успешным региональным политиком. Он самостоятельно выиграл выборы, набрал 70 процентов. Вот основания для его преследования. Никаких законных юридических оснований для его преследования нет.
– Какие политические последствия были и еще будут от дела Урлашова?
Урлашов мобилизовал людей. Он не собирался никаких революций проводить, но он был политиком, который мог объединить вокруг себя людей. Сейчас таких нет
– Посмотрите, что творится в Ярославле. Спросите любого человека по поводу исполняющего обязанности мэра Малютина. Посмотрите, во что превратился город. Никакой обратной связи с жителями нет, сильны протестные настроения. И Ястребова сменили, потому что у "Единой России" не очень были шансы на выборах, отдали один округ "Справедливой России" в итоге, поставили уже пожилую Терешкову под вторым номером, чтобы тащила "Единую Россию" она, потому что никто из местных политиков не может этого делать. Урлашову, кстати, Сергей Неверов предлагал буквально перед этими всеми событиями пойти на выборы от "Единой России", возглавить ее список. Он отказался, потому что находился в оппозиции. Это тоже причина, почему его арестовали и отдали под суд.
Политические последствия в том, что в Ярославле просто прекратилась всякая политика, растут протестные настроения довольно активно. Это не проявилось митингами и выходами на улицу, но это проявилось бы на выборах очень серьезно, поэтому и поставили вместо Ястребова силовика, чтобы он просто любыми методами пытался навести порядок, простыми и понятными, но довольно специфическими. В регионе, конечно, безвременье абсолютнейшее после ареста Урлашова. Ничего для развития региона сделано не было. Хотя это богатый регион, там и нефтезавод, и промышленность есть, все, но абсолютно неэффективное управление, отсутствие политической конкуренции, отсутствие политики какой-никакой. Люди сидят и всех тихо ненавидят, вот эту власть. Урлашов, конечно, мобилизовал людей. Он не собирался никаких революций проводить, но он, по крайней мере, был политиком, который мог объединить вокруг себя людей. Сейчас таких нет, – заключает Кирилл Шулика.
Ожидается, что приговор Евгению Урлашову и его коллегам будут оглашать в течение нескольких дней.