Ссылки для упрощенного доступа

"Царица" на мосту. Романовы съездили в Крым, Поклонской это не понравилось


Мария Владимировна по прибытии в Крым
Мария Владимировна по прибытии в Крым

Свежепостроенный Крымский мост в минувшие выходные дождался очередных высокопоставленных гостей.

Как известно, открывать мост, соединивший Краснодарский край с аннексированным Крымом, 15 мая прибыл президент России Владимир Путин, съездивший из Тамани в Крым на КамАЗе, которым он управлял лично. 2 июня по тому же маршруту на автомобиле LADA Largus прокатились отпрыски династии Романовых-Голштинских – Георгий Михайлович (сидел за рулем) и его мать Мария Владимировна, именующая себя великой княгиней и главой Российского императорского дома. Поездка эта, правда, не вызвала единодушного восхищения даже у тех, кто вполне позитивно относится и к аннексии Крыма, и к строительству Крымского (или Керченского) моста, и к российской императорской фамилии.

Сами претенденты на несуществующий уже 101 год престол Российской империи были довольны. "У них остались невероятные ощущения, так как Крымский мост – это жемчужина и достояние многонационального народа России. Это невероятная стройка века. Крымский мост соединил историческую Россию навсегда", – сообщил советник канцелярии главы Дома Романовых в Крыму Владислав Пилькевич. По его словам, "великая княгиня Мария Владимировна и великий князь Георгий Михайлович покидали крымскую землю с благодарностью за радушный прием. Они увозили в своих сердцах любовь к Крыму и заверили, что сделают все возможное, чтобы мировое сообщество осознало правовую и историческую принадлежность Крыма к России. Это их главная цель, и они будут способствовать этому".

Они хотят напомнить мировому сообществу об исторической и правовой принадлежности Крыма России

Государственные СМИ сообщали о поездке едва ли не с придыханием: "Княгиня пробудет в Крыму с 28 мая по 3 июня. Ее визит приурочен к 235-летию со дня вхождения Крымского полуострова в состав Российской империи. Во время визита императорских высочеств запланирован проезд по Крымскому мосту. Этим они хотят вновь напомнить всему мировому сообществу об исторической и правовой принадлежности Крыма России".

Романовы съездили в Севастополь, где поучаствовали в открытии художественной выставки и еще нескольких мероприятиях. Особо подчеркивалось, что для передвижения по Крымскому мосту (который Мария Владимировна назвала "чудом") они избрали автомобиль российского производства. Правда – как и в случае с КамАЗом Путина – нашлись скептики и маловеры, поспешившие указать, что LADA Largus – это не совсем российский продукт:

Были и более резкие отзывы:

Но самое неожиданное осуждение пришло со стороны Натальи Поклонской, бывшего крымского прокурора, а ныне депутата Госдумы РФ, наиболее известной своим восторженным отношением к Николаю II и – на этой почве – неутомимой борьбой против выхода на экраны фильма Алексея Учителя "Матильда". Как выяснилось, главной российской поклоннице последнего коронованного Романова его непрямые потомки совсем не по душе:

В чем тут дело? Очевидно, в неоднозначной репутации Кирилловичей – той линии Романовых-Голштинских, к которой принадлежит Мария Владимировна, из-за чего ее претензии на главенство в Доме Романовых признаются далеко не всеми членами императорской семьи.

  • Великий князь Кирилл Владимирович (1876–1938), двоюродный брат Николая II, в эмиграции в 1924 году провозгласил себя императором в изгнании Кириллом I. Это вызвало раскол среди переживших революцию Романовых: в свое время брак Кирилла с внучкой британской королевы Виктории Викторией Мелитой не был санкционирован Николаем II, а дети от этого брака лишены прав престолонаследия. Позднее царь сменил гнев на милость и восстановил Кирилловичей в правах членов императорской семьи – но не в правах на престолонаследие, для чего, по мнению знатоков тогдашних законов, требовалось бы специальное распоряжение.
  • Репутацию Кирилла Владимировича в глазах монархистов испортило также его поведение во время Февральской революции, когда он, по воспоминаниям коменданта царского дворца генерала Воейкова, "с царскими вензелями на погонах и красным бантом на плече явился 1 марта в 4 часа 15 минут дня в Государственную Думу, где отрапортовал председателю Думы М.В. Родзянко: "Имею честь явиться вашему высокопревосходительству. Я нахожусь в вашем распоряжении, как и весь народ. Я желаю блага России".
  • Великий князь Владимир Кириллович (1917–1992), сын "Кирилла I", императором себя не объявлял, зато в июне 1941 года, после нападения Германии на СССР, выступил с заявлением, в котором поддержал "крестовый поход против большевизма". Объявил наследницей свою дочь Марию Владимировну, законность чего опять-таки оспаривается частью монархистов и членов Дома Романовых: брак Владимира Кирилловича с Леонидой Георгиевной Багратион-Мухранской из грузинского княжеского рода они считают морганатическим – а значит, не дающим его потомкам прав полноценных членов императорской фамилии.
Она является очень неподходящим символом нашей семьи

Всё это представляло бы чисто академический интерес, если бы не одна деталь: в 1990-е годы, согласно весьма упорным слухам (документально, правда до сих пор не подтвержденным), окружение президента Ельцина рассматривало возможность провозглашения России конституционной монархией во главе с юным Георгием Михайловичем – при регентстве Ельцина и/или кого-то еще из тогдашних ведущих политиков. В 1997 году князь Николай Николаевич Романов, старейший представитель другой линии династии, выступил со специальным обращением, в котором отмечал, что, согласно закону о престолонаследии, никто из ныне живущих Романовых уже не вправе именоваться великим князем или княгиней: "Московские сторонники Марии Владимировны, внучки Кирилла, ошибочно видят в ней исторический символ династии Романовых. На самом деле, она является очень неподходящим символом нашей семьи, символом предательства России. Странно оказывать особые почести принцу Георгу Прусскому, праправнуку кайзера Вильгельма Второго, который объявил войну России в 1914 г. Это была война, которая стала ключевым актом, толкнувшим Россию к национальной катастрофе. Те, кто сегодня любит Россию, возмущены до глубины души действиями сторонников Марии Владимировны и ее сына, стремящихся дать им особый статус". (По отцу Георгий Михайлович действительно происходит из прусского рода Гогенцоллернов и является праправнуком Вильгельма II).

1993 год: Леонида Георгиевна, мать Марии Владимировны, целует икону во время визита в Марфо-Мариинскую обитель в Москве
1993 год: Леонида Георгиевна, мать Марии Владимировны, целует икону во время визита в Марфо-Мариинскую обитель в Москве

Материалы, появлявшиеся тогда и позднее по этому поводу в национал-монархических изданиях, тоже были выдержаны в сугубо критическом тоне – по отношению как к Кирилловичам, так и к тогдашней российской власти. Например, "Русская народная линия": "Реставрация" давала возможность олигархам сохранить за собой власть на очень продолжительное время. Однако довольно быстро стало ясно, что идея с регентством – абсолютно авантюрна, и в случае реализации породит не общенациональный консенсус, а еще один масштабный политический скандал, чреватый общегосударственным кризисом. Кроме того, в 1998 году в России случился дефолт. Авторитет Бориса Ельцина уже ничто не могло спасти, и соблазнительная тема с "регентством" утратила актуальность".

Как бы то ни было, и после ухода первого президента России Кирилловичи не утратили тесных связей с российскими властями и с крупным бизнесом: так, Георгий Михайлович с 2008 по 2014 год был советником генерального директора компании "Норильский никель". (Сейчас он возглавляет в Брюсселе консалтинговую фирму Romanoff & Partners.) После аннексии Крыма в 2014 году Мария Владимировна заявляла, что, возможно, Романовы обзаведутся там резиденцией. Она и ее сын поддерживают внешнеполитические шаги Кремля и пытаются создать себе имидж лоббистов интересов России в Европе, где проводят большую часть времени. Сам Георгий Романов говорит, что "императорский дом может быть полезен своей стране не только в сохранении традиций и исторической преемственности, но и в практической сфере".

О собственных политических перспективах в России Романовы предпочитают не высказываться. Согласно прошлогоднему опросу общественного мнения, приуроченному к сотой годовщине свержения династии Романовых, 88% россиян считают республику наиболее подходящей формой государственного устройства. 68% решительно против восстановления монархии, в той или иной мере не против или поддерживают монархическую реставрацию 28% опрошенных.

Надо признать очевидное, трагическое – династия Романовых пресеклась

Трудно сказать, какими были бы эти цифры, если бы респондентов спрашивали не об абстрактной монархии, а о правах на престол Марии Владимировны и ее сына. Пока отзывы о них в национал-патриотической прессе, в отличие от официоза – в диапазоне от нейтральных до резко критических. Вот, к примеру, комментарий газеты "Взгляд": "Надо признать очевидное, трагическое – династия Романовых пресеклась. Уцелевшие Романовы не смогли сохранить ни преемственность династии – жесткие требования по равнородным бракам и мужской линии наследования, – ни русский дух. Родившийся в эмиграции Дмитрий Романович, как и его старший брат Николай, воспитывались русскими и сохранили любовь к России, но уже следующее поколение потеряло эту связь. Что же касается Марии Владимировны и Георгия Михайловича, то пускай даже они прекрасные люди, искренне любящие Россию (а не работу советником гендиректора "Норникеля"), – но они совершенные иностранцы. И именно это является самым главным препятствием для признания их "хранителями традиций" и уже тем более "престолонаследниками".

XS
SM
MD
LG