Шесть недель, прошедших после ухода с политической сцены 45-го президента США, в рядах Республиканской партии царило смятение. Тем временем Дональд Трамп тщательно готовил свое триумфальное возвращение.
Дональд Трамп съехал из Белого дома, имея в запасе еще один президентский срок. Но в последние недели пребывания у власти он так скомпрометировал себя призывами выйти на защиту "результатов выборов" и даже двинуться на Капитолий, что многие однопартийцы сочли его "перевернутой страницей". Для импичмента Сенату не хватило всего 10 голосов. Лидер республиканцев в Сенате Митч Макконнелл заявил в своем заключительном слове, что Трамп несет "практическую и моральную ответственность" за события 6 января, и будь Трамп действующим президентом, он внимательно выслушал бы доводы обвинения.
Трамп в ответ назвал Макконнелла "упрямой, угрюмой, неулыбчивой политической клячей", у которой нет ни политического чутья, ни мудрости, ни профессионализма, ни личных качеств, необходимых вождю.
Однако Макконнелл уверен, что партия на подъеме, чему свидетельство – последние выборы.
Республиканская партия в очень хорошей форме. Мы получили дополнительные места в нижней палате. В Сенат избрано 50 республиканцев, хотя были предсказания, что мы потеряем Сенат. Демократы не выиграли дополнительно большинство ни в одном из законодательных собраний штатов. Мы выиграли в двух, получили еще одно губернаторское место. Для Республиканской партии 3 ноября было очень удачным днем. Мы вполне конкурентоспособны и будем конкурентоспособны в 2022 году.
Конгрессмен-республиканец Билл Кэссиди голосовал за импичмент Трампа. Он твердо убежден, что партии необходимо решительно избавиться от наследия Трампа и перестроить себя на новых началах.
Думаю, его влияние идет на убыль. Республиканская партия больше, чем одна-единственная личность. Республиканская партия – это идеи. Мы были партией, основанной для того, чтобы положить конец рабству, мы были партией, которая спасла союз от распада, мы были партией, которая приняла первый в истории закон о гражданских правах, мы были партией, которая завершила холодную войну. Мы – партия, которая до коронавируса обеспечила рекордно низкий уровень безработицы... Американцы хотят воплощения идей, но при этом они хотят иметь лидера, который берет на себя ответственность и которому можно верить. Думаю, наше руководство в дальнейшем станет иным, но по-прежнему будет исповедовать те же самые идеи.
Умеренные консерваторы видят альтернативу Трампу в Лиз Чейни, дочери вице-президента Дика Чейни в кабинете Джорджа Буша-младшего. На днях она публично заявила, что Трамп, по ее мнению, остался в прошлом.
Я не считаю, что он должен играть роль в будущем партии или страны
Довольно многочисленная – более 120 человек – группа бывших должностных лиц республиканских администраций Рейгана и обоих Бушей провела 5 февраля онлайн-дискуссию о возможности учредить новую правоцентристскую партию. Однако у авторов этой затеи нет яркого лидера, а те, кто мог бы им стать, – члены нижней палаты Лиз Чейни и Адам Кинзингер, голосовавшие за импичмент, – с порога отвергли инициативу. Как заявил пресс-секретарь Чейни, она против "любых попыток расколоть партию", ибо это лишь укрепит позиции демократов. Конгрессмен Кинзингер участвовал в видеоконференции 5 февраля в течение пяти минут, а потом сказал через пресс-секретаря, что он намерен "реформировать партию изнутри". Он, в частности, уже организовал Комитет политического действия, чьей задачей будет поддержка кандидатов, противостоящих наиболее ярым трампистам на выборах в нижнюю палату 2022 года.
Кто же прав? Как ни странно, в оценке популярности Трампа правы обе стороны. Согласно недавнему опросу, среди республиканского электората бывшему президенту нет равных. Если бы республиканские праймериз проводились сегодня, 53 процента избирателей-республиканцев проголосовали бы за Дональда Трампа. На втором месте всего лишь с 13 процентами бывший вице-президент Майк Пенс, а третье делят бывший посол США в ООН Никки Хейли и Дональд Трамп-младший – у обоих по 6 процентов.
В том, что у Трампа есть потенциал, чтобы снова возглавить партию, сомневаться не приходится. В опросе, проведенном в начале февраля авторитетной социологической службой YouGov по заказу журнала Economist, 36 процентов избирателей-республиканцев назвали Дональда Трампа лучшим в истории США президентом. На втором месте оказался Рональд Рейган с 18 процентами. Рейтинг Авраама Линкольна втрое меньше, чем рейтинг Трампа, – всего 13 процентов.
Даже пандемии коронавируса оказалось не под силу обвалить популярность 45-го президента. В штатах с самым высоким уровнем смертности его результат в 2020 году был не хуже, а в ряде случаев лучше результата 2016 года. Его поддержка афроамериканцами увеличилась с 8 до 12 процентов, латиноамериканцами – с 29 до 31 процента, геями – с 14 до 28.
Убежденный антитрампист сенатор-республиканец Митт Ромни признает, что Дональд Трамп вполне способен переизбраться на второй срок.
Популизм потому и пользуется успехом, что он популярен. Популистское течение в США есть и справа, и слева. Они не исчезнут в обозримом будущем, хотя я полагаю, что с течением времени политика, реально помогающая американским семьям, окажется более успешной... Продолжит ли президент Трамп играть роль в моей партии? Уверен, что продолжит. Не знаю, будет ли он избираться в 2024 году, но если будет, практически не сомневаюсь, что он получит номинацию.
Митч Макконнелл более осторожен в своих прогнозах.
– До 24-го года еще много воды утечет. Думаю, в президентских выборах собираются участвовать по меньшей мере четыре члена палаты, не считая некоторых губернаторов и других. Место кандидата от партии свободно. Так что это будет гонка в полную силу, которую вам будет интересно освещать.
– Если президент станет кандидатом партии, вы поддержите его?
– Кандидатом партии? Несомненно!
Наркозависимость республиканцев от Трампа ярко проявилась на очередной ежегодной конференции консервативных активистов (CPAC), только что завершившейся в Орландо, Флорида. Фойе главного зала украшала похожая на персонаж мультфильма позолоченная статуя Трампа в натуральный рост работы скульптора Томми Зегана под названием "Трамп и его волшебная палочка". Особую пикантность статуе придавало то, что она была сделана в Мексике, от которой Трамп пытался отгородиться стеной.
Диссиденты вроде Лиз Чейни и Адама Кинзингера на конференции просто отсутствовали, как и формальный лидер партии Митч Макконнелл. Бывший вице-президент Майк Пенс отклонил приглашение выступить. Тон на форуме задавали люди типа сенатора Теда Круза, соперника Трампа на президентских выборах 2016 года, а ныне его верного союзника.
Мы собрались в мрачные времена. Во времена, когда ультралеваки и социалисты контролируют рычаги управления, они контролируют Белый дом, всю исполнительную власть, обе палаты Конгресса. А пресса позарез хочет увидеть гражданскую войну между республиканцами. Свобода под угрозой. И что мы собираемся делать? Я скажу вам, что делать: мы будем бороться!
Гвоздем программы последнего дня конференции стал Дональд Трамп. Его выступление было обставлено со всей возможной помпой. Он начал его вопросом: "Уже скучаете по мне?" И продолжал:
Я стою здесь перед вами сегодня, чтобы объявить: наш невероятный путь, который мы начали вместе, который мы прошли как никто другой, и никогда еще не было такого успешного пути... Мы начали его вместе четыре года назад, и он еще далеко не окончен. Он только начинается. В конце концов мы победим... Борьба в самом разгаре, историческая борьба за будущее Америки, культуру Америки и ее институты. Наша безопасность, наше процветание, сама наша идентичность как американцев – всё это поставлено на карту, и, возможно, ставка еще никогда не была так высока.
Дональд Трамп развеял тревогу тех, кто опасался, что бывший президент организует новую партию и тем самым расколет республиканский электорат. Оратор назвал сообщения на эту тему "лживой новостью" и пообещал, наоборот, сплотить партию, чтобы "спасти и укрепить Америку" и "дать бой радикализму, социализму, которые ведут к коммунизму". Он повторил свое утверждение о том, что демократы "на самом деле потеряли Белый дом". И многозначительно добавил: "Но как знать – может, я решу победить их в третий раз".
Мы будем упорными и добьемся своего. Мы крепче, чем они. Мы сильнее, чем они. Сообща через ближайшие годы мы пронесем факел американской свободы. Мы приведем консервативное движение и республиканскую партию к решающей победе. С вашей помощью мы вернем себе нижнюю палату, мы выиграем выборы в Сенат. А потом республиканский президент триумфально вернется в Белый дом. Интересно, кто это будет? Кто, кто, кто это будет, хотел бы я знать?
Оппонентов Трампа в рядах республиканцев эта риторика не убедила. "Конференция консерваторов – еще не вся Республиканская партия", – заявил сенатор Билл Кэссиди. По его мнению, партия должна апеллировать к своим избирателям умеренных взглядов, тем, кто на последних выборах решил голосовать за Байдена. "Если мы их не вернем, мы проиграем", – сказал он.