Ссылки для упрощенного доступа

«Саммит разногласий»


Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер указывает путь участникам форума молодых лидеров, который также проходит сейчас в Риге
Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер указывает путь участникам форума молодых лидеров, который также проходит сейчас в Риге

Главным вопросом повестки дня НАТО в Риге является стратегия миротворческой операции альянса в Афганистане. Наблюдатели указывают, что перед президентом США в Латвии стоит и более масштабная задача - добиться от союзников поддержки его видения будущего трансатлантического союза.


Двухдневный саммит НАТО в Риге станет первой встречей Джорджа Буша с союзниками после поражения республиканцев на промежуточных выборах и отставки министра обороны США Дональда Рамсфельда. Однако эти события, вероятнее всего, не повлияют на решимость американского президента довести до победного завершения афганскую кампанию. Ожидается, что Буш призовет североатлантических союзников расширить свое присутствие в Афганистане, где сейчас размещены почти 33 тысячи военнослужащих не только из 26 стран-членов НАТО, но и из 11 стран-партнеров. В последние месяцы подразделения НАТО столкнулись на юге Афганистана с неожиданно активным сопротивлением талибов, которые, казалось, были полностью подавлены пять лет назад. Эксперты считают, что успех НАТО в Афганистане важен для того, чтобы доказать свою жизнеспособность как организации, которая может справляться с серьезными конфликтами нового тысячелетия.


Как отмечает бывший посол Соединенных Штатов в Евросоюзе Стюарт Айзенстат, «коренной для НАТО вопрос состоит в том, способны ли его силы стабилизировать ситуацию в Афганистане и окончательно изгнать талибов. Чтобы это произошло, президенту Буш в Риге предстоит решить тройную задачу. Во-первых, убедить страны НАТО и 11 других государств из состава антиталибской коалиции полностью выполнить свои обязательства по укомплектованию сил. Ведь в настоящее время международные силы укомплектованы только на 85%. Во-вторых, страны НАТО должны ускорить восстановление разрушенных районов Афганистана, чтобы местное население могло увидеть лучшую жизнь. В-третьих, важно покончить с ограничениями, наложенными странами-членами НАТО на своих военнослужащих в Афганистане, в результате они стеснены в праве применять оружие.


Важно также равномерно разделить риск между военнослужащими разных стран. Несправедливо, например, что канадцы и британцы, сражающиеся на юге Афганистана, несут большие потери, в то время как представители Германии и Италии расквартированы на стабильном севере страны и не принимают участия в боевых операциях».


Многие американские официальные лица, в том числе высокопоставленные военачальники, рассчитывают, что саммит в Риге заставит участников осознать необходимость переосмысления ситуации в Афганистане. Сейчас этой стране, по их мнению, требуется не только военная помощь, но и экономическая, и политическая поддержка. Как отмечает командующий коалиционными силами в Афганистане генерал-лейтенант Карл Айкенберри, «добиться победы в Афганистане можно, продолжая упорную работу по ряду направлений. Афганская кампания не из числа тех, что выигрываются лишь силами военных. Военные могут только помочь создать условия для успеха в Афганистане, но не обеспечить сам успех».


По мнению администрации Буша, миссия в Афганистане доказывает, что если НАТО хочет оставаться эффективной организацией, защищающей безопасность своих членов и глобальную стабильность, то европейские столицы должны больше тратить на оборону, на подготовку боеспособных вооруженных сил.


Сами европейцы к такому тезису относятся с настороженностью. Нет в их рядах энтузиазма и в связи с призывами расширить свое физическое присутствие в воюющем Афганистане. Политолог Кристофер Прэбл из вашингтонского института Катона предсказывает, что совещание в Риге будет скорее саммитом разногласий:


- НАТО уже активно вовлечено в афганские события, но проблема остается в количестве солдат, в том, к каким районам они прикреплены и во множестве ограничений при их использовании, что делает их практически бесполезными. Президент Буш вряд ли сможет убедить своих партнеров по НАТО изменить свою позицию, поскольку они опасаются, что Афганистан становится так же неуправляем, как Ирак. Некоторые государства, входящие в НАТО, не согласны на отправку своих солдат в Афганистан или на увеличение своего контингента там, поскольку в принципе не верят, что войска НАТО в состоянии стабилизировать положение в этой стране.


Собеседник РС отмечает, что проблема дальнейшего расширения НАТО также едва ли получит в Риге заметное развитие:


- Джордж Буш хочет видеть в составе НАТО и Украину, и Грузию. Но другие члены североатлантического союза не испытывают энтузиазма в этом вопросе. Боюсь, если президент Буш публично или приватно будет настаивать на объявлении даты приема в НАТО Грузии и Украины, он натолкнется на сопротивление.


Кристофер Прэбл полагает, что США вряд ли удастся уговорить Францию, Германию и Италию согласиться на передислокацию своих уже находящихся в Афганистане частей в более опасные южные районы страны. По его мнению, несмотря на давление Вашингтона, НАТО едва ли пойдет на укрепление военно-политического партнерства со странами Азиатско-тихоокеанского региона - Японией, Австралией, Южной Кореей: большинство стран союза не хотят превращения НАТО в общемировой альянс.


XS
SM
MD
LG