Президент США Джордж Буш проводит консультации со своими советниками об изменении стратегии в Ираке. Для этого он пригласил их на свое ранчо в Техас. Политологи уже говорят, что осуществление иракской стратегии может стать более трудной задачей для президента. Например, потому, что в неожиданном демарше будущий руководитель ключевого комитета сената по иностранным делам сенатор Джозеф Байден уже заявил о том, что он намерен препятствовать увеличению числа американских солдат в Ираке.
Одно из предложений, рассматриваемых президентом, отправка 30 тысяч американских солдат в дополнение к находящимся в Ираке 134 тысячам, чтобы быстрее стабилизировать положение в этой стране. Сенатор Джозеф Байден категорически против этого. Он выступает за раздел Ирака на три самостоятельных или полусамостоятельных государства. Байден, один из вероятных кандидатов на пост президента США, который с 1 января возглавит сенатский комитет по иностранным делам, объявил, что уже 9 января начнет слушания по Ираку и намерен вызвать для этого высших членов администрации, включая госсекретаря Кондолизу Райс.
Свой прогноз, как сложатся силы в политическом противостоянии по иракской проблеме между правительством Буша и демократическим большинством в конгрессе, РС дал научный сотрудник фонда «Наследие» Бейкер Спринг:
«Поскольку президент Буш еще не принял окончательного решения, наши рассуждения носят гипотетический характер. Ясно лишь, что действия президента, касающиеся американских вооруженных сил в Ираке, будут во многом зависеть теперь от конгресса, от желания законодателей субсидировать войну. Положение в Вашингтоне станет, видимо, очень сложным. Заявление сенатора Байдена, выступающего против увеличения американских войск, показывает, что конгресс уже готовится ограничить свободу действий президента путем сокращения фондов».
Многие американские политологи также полагают, что президент Буш подвергнется сильному давлению со стороны законодателей, требующих, чтобы он вступил в переговоры по Ираку с Сирией и Ираном. Сенаторы уже проявили инициативу в этом направлении. В Дамаске недавно встречались с президентом Сирии трое сенаторов-демократов, а теперь то же самое сделал сенатор-республиканец Арлен Спектер.
Министерство обороны США уже направило в Кувейт еще 3,5 тысячи американских солдат, которые поступят в распоряжения Центрального командования, ответственного за действия в Ираке, в Афганистане, а также в некоторых районах Африки, включая Сомали и Эфиопию. По данным опроса, проведенного совместно газетой Los Angeles Times и компанией Bloomberg, всего 12% американцев поддерживают идею увеличения американских войск в Ираке.
Верит ли Буш по-прежнему в победу в Ираке?
Еще одна тема, которая появилась в последнее время в вашингтонских политических кругах и прессе – уталость президента Буша. Многие из тех, кто давно его знает отмечают, что никогда еще не видели президента таким подавленным. Все больше наблюдателей задаются вопросом: насколько соответствуют публичные заявления президента его внутренним переживаниям, особенно когда речь заходит о войне в Ираке? Верит ли он по-прежнему в победу в Ираке, даже после предостережений группы авторитетных экспертов? Или он начал уподобляться одному из своих предшественников президенту Линдону Джонсону, «потерявшему сон» из-за сомнений в правильности военных действий США во Вьетнаме? В недавнем интервью журналу People Буш заявил, что у него нет проблем со сном. По словам же его супруги Лоры, это не совсем так:
«Конечно, он живет со всем этим 24 часа в сутки. Я не осведомлена о многом, что известно ему и соответственно меньше обеспокоена. Он постоянно думает о судьбе наших военнослужащих в Ираке. Его дела мы иногда обсуждаем, иногда - нет. Порой смотрим телевизор, чтобы отвлечься. Но мыслями он там. Такова судьба любого хозяина Овального кабинета Белого дома», - говорит первая леди США.
Сам Джордж Буш эти слова подтвердил еще на прошлой неделе: «Самый болезненный аспект моего президентства - в осознании того, что ежедневно в боях гибнут наши парни и девушки. Когда понимаешь, что это были чьи-то родители, супруги или дети - просто сердце разрывается».
Возможно, еще одним трудным моментом для президента является преодоление собственной непреклонности. На пресс-конференции в апреле Буш, раздосадованный вопросами журналистов о возможной отставке министра обороны Дональда Рамсфельда, впервые применил в отношении себя слово «decider» - тот, кто принимает решения. «Что лучше, - сказал он, - решать мне. Я считаю, что Рамсфелду лучше всего остаться министром обороны». Прошло несколько месяцев, Рамсфелд ушел в отставку, выборы в конгресс изменили баланс власти - и Бушу приходится наступать на горло собственным прежним заявлениям.
«Во время пресс-конференции на прошлой неделе президент открыто признал, что у него сейчас нет ответа на вопрос о путях достижения успеха в Ираке, - говорит член журналистского пула при Белом доме корреспондент Национального общественного радио Дон Гонья. - Он демонстрировал не столько свою решительность, сколько готовность идти на конструктивный компромисс с новым конгрессом, перешедшим под контроль демократов, вспоминал, как будучи губернатором Техаса сотрудничал с демократами законодателями. Что ж, посмотрим, будет ли эта готовность реализована».
Когда президент вынужден подстраиваться под новую политическую ситуацию в стране - это для него дополнительный стресс. Рассказывают, что Авраам Линкольн снимал стресс походами в театр; Франклин Рузвельт воскрешал в памяти детские катания на санках; Джордж Буш находит отдушину в поездках на горном велосипеде.