Глава компании «Транснефть» Семен Вайншток обвинил Белоруссию в незаконном отборе российской нефти, предназначенной для Западной Европы, из нефтепровода «Дружба». Однако главный инженер предприятия «Гомель Транснефть» Александр Бордовский в ответ на это сообщил, что речь о полном прекращении перекачивания российской нефти в Польшу и Германию не идет, можно говорить о некотором уменьшение давления в трубопроводе. «Да, некоторое уменьшение произошло. Такое распоряжению издал концерн “Белнефтехим”», - сказал Бордовский.
Какой конкретно объем нефти не подается в западном направлении, представитель предприятия «Гомель Транснефть» не ответил. Однако он не склонен отрицать, что все это напрямую связано с белорусско-российским конфликтом вокруг экспортных пошлин на нефть.
Сам Семен Вайншток является фигурантом судебного дела против компании «Транснефть». 8 января в суде Гомеля должно было состояться слушание по иску Государственного таможенного комитета Белоруссии в отношение главы «Транснефти» о нарушении Административного кодекса Белоруссии. Представители «Транснефти» в суд не прибыли, в связи с чем рассмотрение дела отложено на неопределенный срок. Российской компании инкриминируется «Недекларирование товаров и транспортных средств». Как следует из иска, «за незаконное перемещение из России через таможенную границу Белоруссии в третьи страны по магистральному нефтепроводу товара» – сырой нефти. С 1 января 2007 года таможенная пошлина на транзит российской нефти составляет 45 долларов за тонну.
5 января Совет министров Белоруссии обнародовал «Комментарий к решению о введении пошлины на перемещение нефти через территорию страны по магистральным нефтепроводам». Там, в частности, говорится: «Правительство Российской Федерации 8 декабря 2006 года в одностороннем порядке приняло постановление, согласно которому с 1 января 2007 года на поставляемую в Белоруссию нефть введена вывозная таможенная пошлина в размере 180,7 доллара за тонну. Тем самым Россия нарушила целый ряд двусторонних соглашений о невзимании таможенных пошлин во взаимной торговле». В ответ на это Белоруссия объявила о введении с 1 января 2007 года таможенной пошлины в размере 45 долларов за каждую тонну нефти. Тем не менее, начальник управления МИД Белоруссии Антон Кудасов говорит, что белорусская сторона в любой момент готова возобновить переговоры по перспективам поставок российской нефти: «Белорусская сторона хоть завтра готова продолжить переговоры с российскими партнерами по условиям поставок нефти в Республику Белоруссия, по условиям раздела таможенных пошлин. И убежден, что мы обязаны вместе с российскими коллегами прийти к взаимоприемлемому решению этого вопроса».
Белоруссия готова направить в Москву своего представителя 9 января, а на следующий день в российскую столицу может вылететь премьер-министр страны Сергей Сидорский. Однако Александр Лукашенко накануне в очередной раз подтвердил позицию Белоруссии в переговорных процессах – «ни поддаваться ни на какой шантаж». Выступая 7 января на Рождественском богослужении, Лукашенко однозначно дал понять: «Суверенитет и независимость не продаются ни за какой природный газ и нефть».
Позицию президента разделяют и другие политики, которые еще недавно ратовали за построение так называемого Союзного государства. Аргументы заместителя Госсекретаря Союзного государства, белорусского депутата Василия Хрола сегодня базируются на других принципах: «Определенные издержки посредством введения экспортных пошлин на сырую нефть экономика получает. Чтобы компенсировать эти издержки, можно предпринимать целый ряд шагов. Во всем мире земля, через которую проходит принадлежащие одному государству коммуникации другой страны, подразумевают определенные суммы арендной ставки. Если издержки есть, их же надо каким-то образом закрывать? У нас же сформирована доходная часть бюджета, она нацелена на то, чтобы решать те или иные социальные программы и осуществлять инвестиции в экономику республики. Если идет процесс недополучения доходной части бюджета, правительство изыскивает возможности и резервы, чтобы доходная часть бюджета оставалась на прежнем уровне. Поэтому – это же государственный бизнес».
Тем временем заместитель министра экономики Польши Петр Наимский во время специально созванной пресс-конференции сообщил, что нефть после нескольких перебоев окончательно перестала поступать в Польшу в понедельник в 6 часов утра по местному времени.
По его словам, ни Минск ни Москва до сих пор не проинформировали польскую сторону ни о причинах прекращения поставок нефти ни о том, насколько продолжительным будет этот перерыв.
«Насколько нам известно, это связано со спором между Минском и Москвой по поводу оплат за транзит через белорусскую территорию российской нефти»,- заявил Наимский.
Через Белоруссию идет практически 100% потребляемой в Польше нефти, поэтому ситуацию, по словам замминистра, можно назвать серьезной.
Петр Наимский заявил, что польские нефтеперерабатывающие предприятия готовятся к работе в условиях ограничения поставок сырья – запасов нефти в Польше хватит на 80 дней. Этого времени достаточно, чтобы подготовиться к получению нефти морским путем.