Вечером в четверг президент России Владимир Путин сообщил о том, что он подписал указ о расширении сферы ответственности Сергея Иванова, на которого дополнительно возлагаются обязанности по координации работы не только в ВПК, но и в гражданском секторе. В этой связи повышается статус Иванова до уровня первого заместителя председателя правительства, заявил Путин. Это означает, что в этой ситуации исполнять обязанности министра он уже не сможет, сказал президент - и назначил министром обороны России Анатолия Сердюкова (он раньше работал в системе Министерства финансов в качестве главы Федеральной налоговой службы).
«Мне кажется, что самое важное - это все-таки не назначение министра обороны первым вице-премьером, а именно снятие его с поста министра обороны, - прокомментировала Радио Свобода перестановки в правительстве политический эксперт, журналист и писатель Юлия Латынина. - Возможно, я очень сильно ошибаюсь, но все-таки у меня такое впечатление, что Сергей Борисович немножко "достал" Владимира Владимировича. Последнее время, каждый раз его появление на публике было очень ярким и запоминающимся, не важно, что он говорил, там, по поводу "дела Сычева", по поводу "дела Рудакова" - просто возникало впечатление, наверное, не только у публики, но прежде всего у военных: а вообще этот человек может руководить Министерством обороны? С другой стороны Владимир Владимирович не бросает друзей из-за такой "мелочи", как их профессиональная непригодность. Тем более профессиональная непригодность не является препятствием: преемник, по определению, должен быть профессионально непригоден, чтобы занять этот пост. Вот такая получилась загогулина в стиле Ельцина: с одной стороны, человека убрали от того места, где он явно перерос свою роль по интенции, но, с другой стороны, его назначили на такое место, где он, вполне возможно, сможет стать преемником президента.
Позиции Медведева остались, как были: Медведева и Иванова все время рассматривали, как двух официально назначенных преемников. Но я все-таки хотела заметить, что у нас на самом деле нет идеи преемника, у нас есть такая штука, которая называется преемник. Это пост, который занимает Медведев и Иванов, как занимали, так и занимают. Это такой политический инструмент, с помощью которого решаются насущные, текущие проблемы. Например, с помощью этого инструмента можно удалить неугодного Устинова, который не принимает тезиса об официальном преемнике. То есть, еще раз подчеркиваю мою мысль, что пост преемника - это не обязательно значит, что в России будет преемник, или этот преемник. Это способ решить текущие политические проблемы».
Военный обозреватель Александр Гольц также прокомментировал Радио Свобода отставку Сергея Иванова с поста министра обороны: «Я думаю, что это некий новый шанс для Иванова, потому что наконец стало ясно, что на должности министра обороны популярности не очень наберешь. Не без участия Сергея Борисовича Иванова наша армия находится в том положении, в каком она находится, и поэтому очень трудно рассчитывать, что человек получит популярность в этих условиях. Вот и было принято такое странное решение. Может быть, теперь его подключат к какой-нибудь пиар-кампании, он у нас будет отвечать за полет космонавтов на Луну или за что-нибудь еще. В последнее время у нас действительно вырос военный бюджет, в результате чего военному руководству удалось сохранить советскую нереформированную армию, которая разлагается в настоящее время».
Сергей Мулин, политический обозреватель «Новой газеты» в эфире Радио Свобода сказал, что перестановки в правительстве уравнивают шансы Сергея Иванова и Дмитрия Медведева: «Это полностью встраивается в ту концепцию, которую проговорил президент во время своей последней пресс-конференции, а именно, что нашу страну ждет выбор свободный - из двух кандидатов. Только он не договорил о том, что это будут два кандидата Кремля.
Мне изначально казалось, что у Сергея Иванова больше шансов быть преемником Кремля, чем у Дмитрия Медведева. Просто сейчас его, что называется, "разогревают" уже перед решающей схваткой. До этого он был в тени, а вот с помощью последней встречи в Мюнхене, где президент фактически закрыл своим телом Сергея Иванова, который обычно отвечал за это мероприятие, где взял на себя, так сказать, роль "злого следователя" и оставил роль "доброго следователя" Иванову, мы увидим новое лицо нашего бывшего министра обороны.
Президенту, мне кажется, довольно безразлично, кто из этих двух претендентов станет его наследником. Важно, кем будет он, и насколько его под контролем будет находиться эта структура. Не случайно он на пресс-конференции Путин сказал, что будет выстроена такая система, когда все ветви власти будут прижаты друг к другу, фактически к стволу, и этот ствол будет гарантировать преемственность курса. Сегодня в стране фактически официально началась кампания по выборам президента России».