Министерство финансов не рассчитывает, что от вступившей накануне в силу налоговой амнистии казна получит существенные доходы. Об этом рассказал журналистам заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Между тем, финансовое ведомство рассматривает амнистию капиталов как «укрепление доверия между государством и налогоплательщиком».
Своим мнением о том, как воспользуются налоговой амнистией россияне с РС поделился публицист, автор серии книг «Русское чудо - секреты экономической отсталости», а в прошлом заместитель председателя Счетной палаты Юрий Болдырев:
- Если сейчас сказать, что она не нужна, то это значит вызвать сразу беду какого-то количества людей, которые на нее, может быть, рассчитывали. Тем не менее, есть разные вещи. Одно дело, надо ли третировать и прессинговать старушку, которая сдает какую-нибудь свою квартиру, чтобы как-то более-менее нормально жить? Конечно, не надо прессинговать, и ей не нужна никакая налоговая амнистия. И другая ситуация, когда люди зарабатывают миллионы и уклоняют от налогов. Возникает вопрос: почему их надо вдруг прощать? При этом я не утверждаю, что их не надо прощать. Но логика прощения должна быть такова. Предположим, был какой-то несправедливый режим, мы меняем режим и одноразово делаем амнистию для тех, кто не соблюдал закон, но действовал, как мы считаем, справедливо. Но у нас-то ничего подобного не происходит.
- Как вы думаете, налоговая амнистия будет эффекивной? Многие воспользуются этим случаем?
У нас всякого рода амнистии, в том числе и налоговые, проходят в некоторой степени периодически, и нет ни малейших оснований считать, что эта налоговая амнистия будет последней, через 5, 10 лет опять ее можно будет обоснованно провести.
Я, честно говоря, рассматриваю это, как шаг даже не позволяющий кому-то что-то вытащить на свет, все, кому надо, знают, как это сделать и так, а просто шаг популистский, не несущий никакого реального экономического и социального содержания.
Вот дело банкира Френкеля - заставило многих обратить внимание на то, что в нашей стране есть проблема обналичивания, но нет проблемы отмывания преступно нажитых денег. За наличные у нас можно купить все, включая заводы, газеты и пароходы. Если бы мы жили в ситуации, когда для решения жизненно важных проблем нужно иметь безналичные деньги, так называемые «отмытые деньги», многие хотели бы какую-то часть денег отмыть и для этого готовы были заплатить 13%. Но я полагаю, что в нынешних условиях это не может быть массовым явлением по той причине, что для этого нет моральных оснований с точки зрения представлений о том, каков наш режим, насколько он справедлив. Моральных оснований для такого шага у гражданина нет, а оснований экономических, в общем, тоже особенно не видно.
Сегодняшняя налоговая амнистия мало кому пригодится в российских регионах, в частности на Урале, считает другой эксперт: директор крупнейшей уральской аудиторско-консалтинговой Ассоциации «Налоги России» Игорь Теущаков. Для того, чтобы быть амнистированным, необходимо признать за собой грешок. Станет ли это распространенным явлением, он рассказал в интервью РС:
- Здесь все зависит от того, в результате чего грешок этот был получен. Если он был получен в связи с тем, что просто вел предпринимательскую деятельность и при этом недополучил в свое время налоги, наверное, это спасет человека от претензий в прошлом. А если этот грешок был связан с тем, что он незаконно легализовал доходы или получил эти доходы каким-либо преступным путем, у правоохранительных органов как были претензии, так они и останутся. Дело в том, что подоходный налог - 13% - уже достаточно давно. И многие, кто хотел бы легализовать доходы, они за этот период их легализовали через выплату зарплаты, в том числе и через выплату дивидендов в тот период, когда дивиденды были именно 6%. И из-за того, что такая легализация стала носить достаточно массовый характер, ставка была потом поднята до 9%.
- В таком случае на какой эффект рассчитывает, по-вашему, правительство?
- Не понятно, потому что правительство сделало заявление, но не сделало никаких указаний: а что будет, если кто-то не легализуется или, наоборот, что будет, если он легализуется?
- Как вы полагаете, скольких предпринимателей Свердловской области в процентном ли отношении или в абсолютном это может коснуться? Хотя бы теоретически.
- Изначально легализация планировалась именно в отношении физических лиц, тех, кто либо ведет предпринимательскую деятельность, как частный предприниматель, либо это тот, кто просто получает зарплату предприятия, в том числе незаконно в свое время получал через различные схемы. Я думаю, что исходя из намерений и исходя из тех, кого я слышал, видел в это время, процент их будет очень-очень небольшой. Опять же, если правительство не скажет, что планируется в дальнейшем в отношении тех, кто не легализовал.