Сегодня в Москве был избран новый председатель Центральной избирательной комиссии России. Заседание, на котором избрали новым главой ЦИК Владимира Чурова, было отчасти грустным - нынешний состав Центризбиркома и его уже ушедший председатель Александр Вешняков проработали вместе 8 лет в разных зданиях по Москве. Последнее из них принимало сегодня огромное количество журналистов, которые наблюдали за уходом Вешнякова и за приходом нового председателя, за процессом его избрания и выборами всего состава руководства Центральной избирательной комиссии (кроме председателя, в ЦИК избирается его первый заместитель и секретарь избирательной комиссии).
Мало кто удивился, когда в зале увидели заместителя главы администрации президента Владислава Суркова, который от одного из органов власти, выдвигающего пять членов избирательной комиссии, говорил перед журналистами и членами ЦИК о том, как он видит работу уходящего состава ЦИК и что он хочет от ЦИКа нового. Естественно, прежде всего Владислав Сурков говорил об Александре Вешнякове: «Я бы сказал, что в любое время можно было позвонить Александру Альбертовичу и задать ему любой вопрос, как из сферы законодательства избирательного, так и международной практики избирательной либо спросить фамилию заместителя территориальной комиссии в каком-нибудь далеком сибирском регионе - он отвечал, без запинки и никогда не задумываясь», - хвалил Вешнякова Сурков.
Стоит добавить, что покинувшего свой пост главу ЦИК наградили (об этом объявил Владислав Сурков) орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Но даже эта новость, судя по реакции награжденного во время заседания, не сильно его обрадовала.
Сам Александр Вешняков очень серьезно задумывался над тем, что он говорил, когда ему дали слово. Много критических слов прозвучало с его стороны в адрес Государственной Думы и региональных избирательных комиссий. Он говорил о том, что сейчас в Государственной Думе обсуждается вопрос о распределении полученных на выборах мандатов (речь идет о том, что после выборов распределять полученные мандаты должна решать сама партия). По мнению Вешнякова, это только сыграет на руку внутрипартийной бюрократии. Еще одно серьезное заявление Вешнякова коснулось партии власти: отставленный руководитель Центризбиркома посетовал, что если в ее пользу произведены фальсификации на тех или иных выборах, партия власти остается безнаказанной - и в этом смысле работа прокуратуры и правоохранительных органов вообще должна быть интенсифицирована, в то время как сейчас она неэффективна. Стоит отметить, что это первый серьезный выпад со стороны Александра Вешнякова в сторону партии власти.
Поскольку до этого Сурков говорил о Вешнякове хорошо - простой вопрос, почему же тогда Кремль не предложил его кандидатуру еще на один срок, если он такой хороший специалист, напрашивался сам собой. Этот вопрос корреспондент Радио Свобода задал заместителю главы администрации президента. Сурков дал следующий ответ: «В демократической системе, в коллегиальных органах периодическая смена руководства - это нормально, это залог политического здоровья. Поэтому действительно на самом деле нет никаких претензий к работе и старого состава ЦИК, и его руководства. Но здоровье дороже. Нужно, чтобы руководители коллегиальных органов периодически менялись».
Вешняков выглядел подавленным. Он так и не раскрыл журналистам тайну, куда он уходит. В приватном разговоре он сказал, что на некоторое время, недели на две, он хочет взять тайм-аут. Он не скрывал, что у него был разговор с Владимиром Путиным о будущем месте работы, но, как он отметил, никаких конкретных решений еще не принято.
Что же касается выборов нового председателя - у всех вызвали удивление сразу несколько деталей этой процедуры. Например, тот факт, что кандидатура депутата Госдумы от ЛДПР Владимира Чурова была внесена на голосование членов Центральной избирательной комиссии Еленой Дубровиной - человеком, который когда-то занял место в ЦИКе от партии «Яблоко». Наблюдатели не ожидали, что она предложит кандидатуру человека из ЛДПР, учитывая антагонизм между этими двумя партиями. Тем не менее, это произошло: Елена Дубровина предложила кандидатуру Владимира Чурова. Эта кандидатура была единственной, которая была включена в бюллетени для тайного голосования. Во время обсуждения этой кандидатуры один человек достаточно громко выражал свой протест, это член ЦИК с совещательным голосом Роман Соловьев - он сказал о главном негативном моменте в смысле избрания Владимира Чурова: «Господин Чуров является членом ЛДПР. Что представляет из себя эта партия и ее лидер, вам хорошо известно. Я думаю, все хорошо помнят, как он дрался с Немцовым на телевидении, как он тряс кандалами перед Явлинским, как он обзывал Ирину Хакамаду и так далее и так далее. Поварившись в этой среде, сразу от нее уйти и стать абсолютно независимым и нейтральным ко всем политическим партиям… мне кажется, еще пока преждевременно говорить об этом. Поэтому, уважаемые члены Центральной избирательной комиссии, я сегодня призываю вас голосовать против данной кандидатуры».
Надо сказать, что, несмотря на этот призыв, комиссия проголосовала в пользу Владимира Чурова: 13 членов ЦИК были «за», 2 – «против». Владимир Чуров, выйдя к журналистам, не скрывал, что он когда-то работал в Санкт-Петербурге вместе с Владимиром Путиным. Воспоминания его были трогательными: «Я очень высоко оцениваю тот опыт, который получил в те времена. Я 13 лет проработал в администрации Петербурга, начиная с очень сложного периода, когда вечером возвращался, уже будучи депутатом Ленсовета, домой, мне нечего было есть, потому что в магазинах на полках стояли "Бычки в томате" и даже хлеба не было». Чуров пообещал, что его комиссия и он сам будут не равноудаленными, а равноприближенными ко всем политическим партиям.