Владимир Лукин обстоятельно рассказывал членам Совета Федерации о том, что в сфере прав человека в России остается наиболее проблемным, какие вопросы сдвинулись с мертвой точки, а какие не решаются совсем. По словам уполномоченного по правам человека, социальная сфера - та область, в которой россияне считают нарушение своих прав наиболее ощутимыми:
- Главная из этих нерешенных проблем, влияющая на права наших граждан, это, конечно же, уровень жизни россиян, который, согласно статистики, хоть постепенно и возрастает, но все же остается оскорбительно низким по сравнению со всеми развитыми и некоторыми развивающимися странами. Лишним подтверждением этого служит тот факт, что наибольшее количество поступающих в наш аппарат жалоб (порядка 46%) посвящен именно нарушению социальных и экономических прав граждан. Людей волнуют низкие зарплаты и пенсии, невозможность получения в реальные сроки достойного жилья, отсутствие адекватного медицинского обслуживания, кричащий разрыв между бедностью и бесстыдным гламурным богатством. Это проблема номер один в сознании людей, как явствует из наших поступающих материалов. Эта проблема, естественно, тесно увязывается с их правами.
Посвятив достаточно много времени социальным проблемам, Владимир Лукин перешел к политическим правам, и здесь российский омбудсмен отдельно и подробно остановился на праве граждан на митинги и шествия. По словам уполномоченного по правам человека, его ведомство надеется на то, что правоохранительные органы и парламент внимательно отнесутся к нарушениям этого права, которые в ходе недавних Маршей несогласных проявились отчетливо и нуждаются в ясной правовой оценке:
- К сожалению, и в отчетном, и особенно в нынешнем году (хотя я не отчитываюсь за него пока что), жалобы на воспрепятствование гражданам в реализации их этого права со стороны различных органов власти становятся все более многочисленными. При этом приводятся конкретные факторы жесткого, а иногда жестокого обращения к людям со стороны представителей правоохранительных органов. Разумеется, мы уже приступили к проверке этих жалоб, потому что жалобы бывают, конечно же, разными. В соответствии с законом на них будем реагировать.
- Надеюсь, что свой долг по непредвзятому расследованию данных жалоб выполнит и Генеральная прокуратура Российской Федерации. Хотелось бы в этой связи напомнить работникам этого главного стража соблюдения законности в стране статью 149-ю Уголовного кодекса Российской Федерации. Этот кодекс устанавливает уголовную ответственность за незаконное воспрепятствование проведению собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования или участия в них. Надеюсь на то, что наши коллеги из Генпрокуратуры и в судах уважают Уголовный кодекс в целом, а не выборочно. В этой связи думаю, что и мне, и вам, уважаемые члены Совета Федерации, было бы небезынтересно узнать, как на практике применяется статья 149-я Уголовного кодекса. Кто и когда был наказан в соответствии с ней за нарушение неотъемлемых конституционных прав российских граждан, сформулированных в Конституции? В этих вопросах должна главенствовать не та или иная политическая конъюнктура, а закон и только закон. Это никакого отношения к политике не имеет. Это имеет отношение к Конституции Российской Федерации.
Владимир Лукин напомнил, что именно в 2006 году были приняты поправки в законы, регулирующие деятельность неправительственных и некоммерческих организаций. По словам уполномоченного, изначально законопроекты были откровенно драконовскими, и для их большего соответствия европейским стандартам понадобилось вмешательство Кремля. В результате законы были исправлены, но нарекания практического свойства остались. Теперь неправительственным организациям нужно заполнять столько бумаг, что работать им иногда просто некогда:
- Опасения многих активистов НПО относительно того, что новые законы будут негласно использоваться государством для систематического политически-мотивированного прекращения деятельности тех или иных неугодных НПО, пока своего подтверждения не нашли. Применение новых законов ожидаемо привело к серьезному увеличению трудозатрат и расходов сотрудников всех НПО. В результате чего эффективность профильной деятельности, деятельности по существу, снизилась, поскольку повысились вот эти бюрократические заполнения всевозможных анкет.
- Немалые трудности с регистрацией возникли у иностранных неправительственных организаций, имеющих филиалы или представительства на территории России. Новый порядок их регистрации в специальной регистрационной службе, а не в МИДе, как это было раньше, не позволило некоторым из них пройти эту процедуру в установленный срок, то есть до 18 октября 2006 года. Но в принципе все они потом были зарегистрированы.
Очевидно, что политические права граждан волновали членов Совета Федерации меньше всего. Во всяком случае, по этому разделу доклада к Владимиру Лукину от парламентариев не последовало ни одного вопроса. Зато представитель администрации Вологодской области Валерий Федоров живо заинтересовался правами и обязанностями обитателей городского дна:
- О наличии бомжей. Их армия, вы знаете, растет не по дням, а по часам. Как быть с ними? Как согласуется их наличие с правами человека? Ваше мнение по этому вопросу. Мы им дали свободу. Мы убрали статью 209-ю. А ведь они не красят наше общество в целом, и нарушают права человека других людей.
Владимир Лукин на это отвечал, что у проблемы бомжей есть несколько составляющих, и одной из них является социальная среда в стране. То, что для членов Совета Федерации тема социальных прав остается главной, в ответе на вопрос Радио Свобода заявил и спикер палаты Сергей Миронов:
- В данном случае я говорю о многочисленных фактах пренебрежительного, унизительного отношения чиновников к населению, к гражданам, когда людей заставляют ходить по кругам ; а иногда это круги ада, например, для наших инвалидов. Представьте себе, человек, у которого в результате травмы ампутированы конечности, он должен с какой-то регулярностью доказывать, что он инвалид! Простите, что за идиотизм?! А люди, которые, например, не могут самостоятельно передвигаться, а их вынуждают собирать кучу справок в разных учреждениях, в разных организациях… Это все, конечно, следствие неуважения со стороны некоторых представителей власти к нашим гражданам. Я бы вычленил ключевую проблему - это равенство всех перед законом и равенство всех прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Впрочем, члены верхней палаты спрашивали Владимира Лукина о многих действительно важных вопросах - о правах бывших заключенных, о том, как сам он может обеспечить выполнение своих рекомендаций органам власти и о многом другом. Некоторые парламентские наблюдатели после визита омбудсмена в Совет Федерации говорили, что российская власть, очевидно, решила для себя вопрос правозащитных приоритетов: сначала надо создать общество небедных, и лишь потом, если получится - общество свободных.