Ссылки для упрощенного доступа

Шофер бин Ладена остался без статуса и обвинений


Судьи посчитали, что статус обвиняемых не соответствует требованиям, содержащимся в законе, определяющим статус этих военных судов
Судьи посчитали, что статус обвиняемых не соответствует требованиям, содержащимся в законе, определяющим статус этих военных судов


В понедельник неожиданно для американской администрации военный суд закрыл два дела против заключенных тюрьмы в Гуантанамо, заведенных прокуратурой несколько лет назад. Это произошло в первый же день суда над йеменцем Салимом Ахмедом Хамданом и канадцем Омаром Хадром; оказалось, что оба они так и не получили статус unlawful enemy combatants – то есть лиц, участвовавших в боевых действиях на стороне противника, захваченных в плен, но не признанных американским правосудием в качестве военнопленных.


Судьи посчитали, что статус обвиняемых более не соответствует требованиям, содержащимся в законе, оговаривающем деятельность этих военных судов. Такое решение поставило под вопрос судьбу всех последующих процессов над узниками Гуантанамо – ведь юридический статус остальных 380 заключенных тюрьмы столь же сомнителен.


Омару Хадру было всего десять лет, когда он был арестован в Афганистане за убийство американского солдата. Ханд был переправлен в Гуантанамо как лицо, воевавшее на стороне противника (enemy combatant), и совершившее убийство в нарушение общепринятых норм и правил войны. Его также обвиняли в шпионаже и в поддержке терроризма. По версии обвинения, г-н Хамдан одно время служил у Усамы бин Ладена в качестве шофера и телохранителя.


Председательствовавший по делам Хамдана и Хадра полковник Питер Браунбэк был вынужден закрыть производство фактически из-за одного слова: в предварительном порядке обвиняемый должен был быть классифицирован не как «лицо, воевавшее на стороне противника» (enemy combatant), а как «лицо, воевавшее на стороне противника незаконно» (unlawful enemy combatant). Именно такая формулировка зафиксирована в законе «О военных комиссиях», подписанном в прошлом году президентом Джорджем Бушем после того, как Верховный Суд США пришел к выводу, что трибуналу можно придавать лишь UEC.


Снятие обвинений вовсе не означает, что Омар Хадр будет немедленно освобожден. Вот как комментирует решение военного суда директор исследовательских программ в колорадском Independence Institute Дэвид Копел: «Это не просто технический термин, юрисдикция военного суда является чрезвычайно важным вопросом. В войне с терроризмом мы защищаем наш образ жизни, в том числе и нашу юридическую систему. Суд Соединенных Штатов должен действовать в полном соответствии с юридической процедурой. Суд, созданный для рассмотрения дел в отношении UEC – новое явление в истории американской юриспруденции. Снимая обвинения, судья применил формулировку without prejudice , то есть без отказа от права на дальнейшеее судебного преследования. Значит, прокуратура может снова начать дело, только более тщательно соблюдая процессуальные правила. Когда юрист проигрывает дело, это всегда ударяет по его престижу. Но это все же хороший день для Соединенных Штатов, ибо, как мы увидели, даже во время войны против терроризма мы следуем нашим лучшим принципам и следим за тем, чтобы наша судебная система строго следовала закону, а не приказам вышестоящих начальников».


Специальный центр содержания иностранных граждан, подозреваемых в сотрудничестве с афганскими талибами и связях с «Аль-Каидой», был создан году на американской военной базе на Кубе в 2002 году. Через него прошли около 800 человек. Только один заключенный Гунантанамо был признан американским военным судом виновным. В марте этого года австралиец Дэвид Хикс был приговорен к девяти месяцам заключения. По соглашению Вашингтона с Канберрой Хикс отбывает свой срок на родине.


XS
SM
MD
LG