Ссылки для упрощенного доступа

Бывший помощник Чейни получил срок


Исход дела об утечке секретов вызвал у наблюдателей смешанные чувства. Скутер Либби в прежней жизни
Исход дела об утечке секретов вызвал у наблюдателей смешанные чувства. Скутер Либби в прежней жизни

Тридцатью месяцами тюрьмы придется расплачиваться бывшему высокопоставленному сотруднику администрации США Льюису Либби за лжесвидетельство по одному из самых громких за последние годы дел в Вашингтоне. В результате расследования истории о разглашении имени сотрудницы ЦРУ бывший начальник штаба вице-президента Ричарда Чейни стал единственным осужденным – хотя прокурорам так и не удалось доказать, что именно он передал секретную информацию прессе.


Льюис Либби выслушал приговор без внешних эмоций. Окружной судья Реджи Уолтон отметил, что доказательства вины обвиняемого были более чем убедительными. Представитель Белого дома по связям с прессой Дана Перино сообщила, что президент Буш очень сочувствует семье Либби.


Скутер (как его называли знакомые) Либби был признан виновным в даче ложных показаний следствию при выяснении обстоятельств рассекречивания cотрудницы ЦРУ Валери Плэйм. Ходатайствовавшие за Либби его бывшие коллеги из министерства обороны, госдепартамента и Белого дома просили суд принять во внимание его прежние заслуги, в частности, его вклад в победу в «холодной войне» и в первой войне с Ираком. Однако прокурор требовал для Либби трехлетнего заключения, настаивая на том, что правда выше прошлых заслуг. Адвокаты Либби утверждают, что вина их подзащитного не доказана и что приговор будет обжалован.


Скандал начался с того, что в 2003 году в прессе было разглашено имя секретного агента ЦРУ, что является тяжким преступлением и карается десятками лет тюремного заключения. Администрацию Буша немедленно обвинили в попытке дискредитировать таким образом своего критика – муж г-жи Плэйм бывший посол Джозеф Уилсон открыто поставил под сомнение мотивы готовившегося тогда вторжения в Ирак. Белый дом настаивал на том, что режим Саддама Хусейна активно разрабатывал оружие массового уничтожения, в том числе ядерное. Посол Уилсон был направлен в африканский Нигер (где он служил ранее), чтобы проверить информацию о том, что Багдад пытался купить здесь партию урановой руды – и не нашел никакого подтверждения этим сведениям. Однако позже в своем ежегодном выступлении перед конгрессом накануне вторжения в Ирак президент снова озвучил этот тезис. Разглашение деталей послужного списка Валери Плэйм должно было создать у публики впечатление, что посол Уилсон был обязан своим карьерным ростом ей.


Суд согласился с тем, что Либби не имеет отношения к утечке информации журналистам. Ответственность за это взял на себя бывший заместитель главы государственного департамента Ричард Армитидж. Двусмысленность приговора вызвала противоречивую реакцию в обществе. Президент Института общественных интересов Дон Рактер в беседе с корреспондентом РС признался, что теперь испытывает определенную симпатию к осужденному: «Либби попал в ловушку - его заставили давать показания, а потом обвинили не в раскрытии личности тайного агента, а во второстепенных нарушениях вроде дачи ложных показаний. Прокурор играл с ним как кошка с мышкой, зацепившись за главный аргумент защиты, что Либби не пытался ввести суд в заблуждение, а у него просто плохая память. На самом деле прокурор пытался заставить Либби свалить вину на более крупные фигуры в администрации Белого дома – [вице-президента Дика] Чейни или [советника президента Карла] Роува. Но это ему не удалось. В общем, дело выглядит весьма зыбко и больше похоже не на победу обвинения, а на его провал. Я думаю, что у Либби и его адвокатов есть возможность выиграть апелляцию в следующей судебной инстанции либо он может быть помилован».


Помимо двух с половиной лет заключения Либби будет оштрафован на четверть миллиона долларов. После выхода из тюрьмы за ним еще будет оставаться двухлетний условный срок.


XS
SM
MD
LG