Аукционный дом Sotheby’s проводит 12 июня в Лондоне грандиозный аукцион русской живописи и прикладного искусства. Русское искусство сейчас довольно популярно и с каждым годом масштабы русских аукционов в Sotheby’s растут. Цены на торгах ставят рекорды, достигая невиданных ранее высот. Стало уже традицией, что тон на русских торгах в Лондоне задают покупатели из России. О значении, которое в Sotheby’s придают русским аукционам, приносящим этому аукционному дому по полсотни миллионов долларов прибыли, говорит тот факт, что в конце мая в Москве, в бизнес-центре «Романов двор», открылся российский офис - «Sotheby’s - Россия и СНГ».
Основанный в 1774 году книготорговцем Самюэлем Бейкером аукционный дом Sotheby’s - имеет лишь одного прямого конкурента – аукцион Christie's (основан в 1766 году). С этой компанией Sotheby’s делит около 90% мирового рынка аукционных продаж. Но в России Sotheby’s - безусловный лидер. У него 75% рынка. В Cristie's не собираются отставать и будут открывать свое представительство в Москве осенью нынешнего года.
Деятельность Sotheby’s в России началась с московского аукциона 1988 года, который посетили 11 тысяч человек. Оборот тех торгов составил немыслимую по тем временам сумму - 3,5 миллиона долларов. Последующие шесть лет российское направление занимало лишь 20-е место в рейтинге Sotheby’s. Однако начиная с нашумевшей истории покупки российским бизнесменом Виктором Вексельбергом в 2004 году пасхальных яиц Фаберже за 100 миллионов долларов, русский отдел стал очень популярен.
В этом году на русские торги в Лондоне выставлены более восьмисот пятидесяти лотов. Среди них полотна Айвазовского, Нестерова, Серова, Верещагина, Кустодиева, Малявина, Фалька, Филонова, Серебряковой. В разделе прикладного искусства - десятки изделий фирмы «Фаберже», вазы Петербургского императорского фарфорового завода, мелкая пластика Паоло Трубецкого, Евгения Лансере, Василия Грачева.
Коллекция, выставленная на торги с 12 июня - самая большая русская коллекция за всю историю существования аукционного дома, говорят эксперты. Она может принести дому около 40 миллионов долларов прибыли. (Правда, почти столько же Sotheby's выручил в прошлом году за продажу всего лишь одной картины Сезанна «Натюрморт с фруктами и горшком имбиря»).
Самыми интересными лотами признаны «Натюрморт с кувшином и иконой» основоположника русского авангарда Михаила Ларионова, оцененный в 2-3 миллиона долларов, «Пикник» Бориса Кустодиева (1,2-1,6 миллиона и «Цветущие деревья» Натальи Гончаровой (1-1,4 миллионов). Не падает спрос на морские пейзажи Айвазовского, поэтому Sotheby's предлагает четыре его полотна.
В разделе декоративно-прикладного искусства будет представлен и популярный ныне советский фарфор. Например, тарелки Дулевской фабрики с изображением Ленина, Сталина и Карла Маркса. Посуда с вождями октябрьской революции оценена в 16–24 тысячи долларов, портрет автора «Капитала» на фарфоре обойдется в 10 тысяч.
Об особенностях аукциона Радио Свобода рассказала глава русского отдела Sotheby’s Джоанна Викери.
- Помимо классической русской живописи, в каталоге присутствует и ряд работ современных русских художников?
- Совершенно правильно. Последние год-полтора интерес к русскому искусству современного периода растет. Мы же делали первый аукцион современного русского искусства в Лондоне в феврале этого года. Был большой успех, больше 80% лотов продавались. Мы, естественно, отвечаем на этот спрос, мы ставим современные работы в наши традиционные продажи и в следующем году, в феврале, планируем сделать еще один специальный аукцион.
- У вас есть совершенно уникальные вещи, которые будут представлены на торгах. Это два мраморных бюста Екатерины II и Александра I. Как они к вам попали?
- Они попали к нам из частной коллекции во Франции. Мы знаем про них уже давно. Это знаменитая коллекция. К сожалению, не могу назвать имя и фамилию коллекционера. Они самые великолепные, редкие, самого лучшего качества, и мы ждем реакции покупателей на них.
- В глаза еще бросаются две замечательные фарфоровые вазы Петербургского фарфорового завода. Как показывает опыт прошлых лет, вазы сейчас пользуются огромным спросом на аукционах.
- Спрос на фарфоровые вазы сейчас в самом разгаре. Эта пара, что в ней интересного? Это самый большой размер, который сделал фарфоровый завод, они почти метровые, к нам попали из частной коллекции в Мексике. Они очень симпатично расписаны - с фруктами, с бабочками, там есть попугаи, цветы, очень красиво, и самого лучшего качества росписи на этом заводе.
- Вы не упомянули самого покупаемого художника на русских торгах - Айвазовского. Интерес к нему не падает?
- Есть люди, которые спекулируют на том, что падает интерес. Но я абсолютно не согласна. Самое важное, что наши клиенты хотят платить за качество. Но клиентам нужны самые блестящие, лучшие работы Айвазовского, которые очень сложно найти - они встречаются сейчас достаточно редко на рынке.
- Выгодно ли вкладывать деньги в произведения искусства? Скажем, человек купил 25 лет назад какую-то вещь, заплатил серьезные деньги, а сейчас ее продает.
- Это очень выгодно. И вообще, речь сейчас не идет уже о 25 годах, а даже о трех. Есть вещи, которые мы продавали три года назад, которые на сегодняшний день на рынке стоят уже, может быть, в два-три раза дороже. Конечно, зависит от художника, обобщать здесь нельзя.