Публикации в российской прессе о том, что к 2009 году Москва представит в ООН научные доказательства своих прав на богатейший природными ресурсами Хребет Ломоносова, пролегающий по дну Северного Ледовитого океана, были восприняты в Соединенных Штатах как стремление России завладеть новыми залежами нефти и газа, которые усилят страну экономически и политически в то время как зависимость Запада от иностранных источников энергии все более возрастает.
«Есть российская Арктика, есть российский шельф. Во всяком случае, мы никого туда не пустим», - заявил еще в апреле вице-спикер Государственной думы, спецпредставитель президента РФ по проведению Международного полярного года Артур Чилингаров. По его словам, интерес к полярной теме есть и у российского правительства, и у президента. А в минувшую среду «Комсомольская правда» сообщила, что экспедиция ВНИИ «Океангеология», вернувшаяся из Арктики, установила методом глубинного зондирования, что подводный Хребет Ломоносова является естественным продолжением российской территории, а следовательно, должен принадлежать России.
- Каждое государство, граничащее с акваторией Северного Ледовитого океана, может претендовать на территории в Арктике вплоть до Северного полюса, и эти претензии одинаково несостоятельны, - говорит директор политических исследований вашингтонского Института Катона в области природных ресурсов Джерри Тейлор. - Это вопрос международного права, и очень серьёзный. С таянием льдов районы вокруг Северного полюса становятся более доступными, и их экономическое значение возрастает. В Арктике - колоссальные залежи полезных ископаемых, но их добыча ускорит экологическую катастрофу.
- Вы полагаете, международное сообщество со всей серьёзностью отнесётся к претензиям России?
- На что бы Россия ни предъявляла права, её требования нужно воспринимать серьёзно: это слишком значимая страна в мире. Но вряд ли претензии России на огромную часть Арктики будут восприняты положительно кем бы то ни было, кроме самой России. Канада, например, имеет на эту территорию не меньше прав и вряд ли уступит без борьбы. Я полагаю, что границы в районе Северного полюса должны быть установлены путём международных переговоров - как многосторонних под эгидой ООН, так и между отдельными заинтересованными государствами. Не думаю, что какое-то государство сможет диктовать здесь свои условия.
В споре за арктические территории США пока стоят в стороне, поскольку конгресс ещё не ратифицировал Конвенцию ООН о морском праве. Но даже после ратификации потребуется ещё 10 лет, прежде чем можно будет предъявлять претензии на новые границы территориальных вод. Поэтому вместо США активными «игроками» на этом поле в ближайшее время будут выступать Канада и Дания (она управляет Гренландией). По мнению учёных этих стран, подводный Хребет Ломоносова является продолжением не Сибирского континентального шельфа, а Канадско-Гренландского. А норвежские учёные видят хребет частью принадлежащего Норвегии Шпицбергена. Кое-кто вообще считает такой подход абсурдным: если Хребет Ломоносова тянется от России до Северной Америки, то Северную Америку тоже можно считать территорией России; или наоборот - Россию можно считать частью Канады.