В распоряжении общественного комитета «Матери Беслана» появилась видеозапись, которая, по мнению представителя этой организации, подрывает официальную версию расследования трагедии. Видеозапись, по их словам, была сделана работником прокуратуры 3 сентября 2004 года во время штурма захваченной террористами школы. Как подчеркнула глава комитета «Матери Беслана» Сусанна Дудиева, видеоматериалы свидетельствуют о том, что первые взрывы, вероятно, произошли не в спортзале бесланской школы, а вне ее. «Эта пленка попала к нам по почте. Есть люди, которые помогают нам добиться объективного расследования», - сообщила Сусанна Дудиева на пресс-конференции во время демонстрации видеозаписи.
«К нам попала эта пленка. Это была запись прокуратуры, которая началась 3 сентября в 12.30 и 4 сентября тоже велась запись. Там осматривалось помещение школы после взрывов, и что происходило до взрывов там вокруг», - рассказала журналистам представитель общественного комитета «Матери Беслана» Аннета Гадиева.
Обнародованные материалы подтверждают выводы члена федеральной парламентской комиссии Юрия Савельева, убеждена главный редактор интернет-издания «Правда Беслана» Марина Литвинович:
- Я напомню, он в прошлом году обнародовал доклад. Это независимое расследование теракта в Беслане. Появившаяся вчера пленка подтверждает часть выводов независимого расследования. Один из важнейших выводов - это то, что школа обстреливались извне. На пленке видно, как примерно в 15 часов с пятиэтажного здания рядом со школой стреляет огнемет, стреляет по школе. Видно, как в школе взрывается само здание, звучат взрывы. На пленке записано еще около 13 взрывов. Во всяком случае, звук слышен.
- Также на этой пленке записан разговор следователя с человеком, который производил разминирование зала. Предположительно это был Гаглоев. Просто известно, что он разминировал зал. На этой пленке он говорит тоже две важные вещи. Первое - то, что пролом под окном в спортзале был произведен не взорвавшимся внутри взрывным устройством, а также стал следствием выстрела извне школы, то есть стреляли извне. Второй вывод, который звучит на пленке, - это то, что значительная часть взрывных устройств, которые были заложены в спортивном зале боевиками, не взорвались.
- По меньшей мере, три важных вывода эта пленка подтверждает, и подтверждает саму основную версию о том, что началом событий, которые развернулись 3 сентября в бесланской школе, стали не взрывы, произведенные боевиками внутри зала, а стал обстрел школы извне из гранатометов и огнеметов.
Как утверждают эксперты, эти обстоятельства дают основание активистам комитета «Матери Беслана» потребовать от прокуратуры приобщить новые видеоматериалы к так называемому основному бесланскому делу.
«Мы опять заявляем ходатайство, чтобы эта пленка была приложена к основному делу. Хотя она у них была, почему-то это не учитывалось. Во внимание эту пленку не брали. Наверное, есть уже достаточно доказательств того, как все происходило. Но мы не знаем, как это веское доказательство будет оценено прокуратурой», - говорит Аннета Гадиева.
Бесланский журналист Мурат Кабоев убежден, что все материалы о событиях сентября 2004 года, которые оказались по каким-то причинам засекречены, должны быть опубликованы: «В том, что есть такие засекреченные материалы, сомнений нет никаких. То, что эти видеоматериалы надо обнародовать на весь мир, - в этом я убежден. Может быть, тогда они будут вынуждены предпринимать какие-то шаги. То, что знают люди, сами потерпевшие, не хочет признавать следствие».
Российские власти не намерены оглашать выводы, к которым пришла следственная группа Генеральной прокуратуры, отмечает редактор сайта «Правда Беслана» Марина Литвинович: «Уже почти три года идет расследование, и неоднократно происходят встречи потерпевших, как со следственной группой, так и с представителями Генпрокуратуры, с Дмитрием Козаком, который руководит Федеральным южным округом. Из этих встреч следует одно, что официальное расследование теракта фактически прекращено. Не производится уже никаких следственных действий. Картина, как мне кажется, уже очевидна и следствию, просто следствие не может ее огласить. Потому что выводы, к которым мы все приходим, действительно страшные и должны повлечь за собой привлечение к уголовной ответственности тех людей, которые руководили штабом по освобождению заложников, которые допустили эту ситуацию, и сознательно пошли на обстрел школы извне».
Власти не извлекли уроков из бесланской трагедии, считает специалист по Кавказу Сергей Маркедонов:
- На мой взгляд, захват террористами детей в качестве заложников сам по себе настолько варварский акт, что даже любые действия, ошибки или даже преступления спецслужб, которые были сделаны, меркнут по сравнению с ним. Незря чеченское, ичкерийское движение именно после Беслана пошло на спад. В этой связи мне совершенно непонятны действия российской власти, когда фактически никто не был реально ответственным за те действия, которые в Беслане были сделаны.
- Мне кажется, что бесланская тема будет зарифмована с 1 сентября еще очень надолго. Эти уроки надо достаточно серьезно исследовать, что сам глава российского государства мог бы быть более участливым в бесланских событиях. Помню, что из-за трех человек в августе 1991 года президент Ельцин принес извинения. А в Беслане было очень много детей, но никакого извинения не последовало. В Москве говорят с абсолютно уверенностью, что Северная Осетия - это форпост России. Наверное, это так. Но те действия, которые в Беслане предпринимаются, ставят этот тезис под большой вопрос.
Активисты комитета «Матери Беслана» сообщили, что на просмотр новых видеоматериалов они приглашали сотрудников ФСБ и прокуратуры Северной Осетии. Однако никто из них не прошёл, а после не стал комментировать заявления общественного комитета.