Ссылки для упрощенного доступа

Абдулла Гюль возглавил Турцию со второй попытки


Больше света. Лампочка Ильича стала символом просвещенного турецкого исламизма. Г-н и г-жа Гюль отмечают общую победу
Больше света. Лампочка Ильича стала символом просвещенного турецкого исламизма. Г-н и г-жа Гюль отмечают общую победу

На главной площади города Кайсери в центральной Турции собрались тысячи людей с национальными флагами и портретами нового президента Турции. 56-летний уроженец Кайсери Абдулла Гюль неизменно выдвигается в народное собрание страны от родной провинции. Горящая лампочки у каждого в руках символизирует правящую Партию справедливости и развития, которая выдвинула Гюля на пост президента. Сразу после избрания главой государства Гюль отправился в президентский дворец, чтобы принять полномочия у действующего главы государства Ахмета Недждета Сезера.


«Гюль олицетворяет модернизацию и прогресс». «Он свободно владеет английским. Он показал себя дальновидным политиком, а его манеры и образование открывают перед ним двери европейских посольств и позволяют разбираться в тонкостях системы западной дипломатии». Это типичные мнения прохожих о новом президенте. Его полная биография изложена на первых полосах турецких изданий. Как сообщает центральная газета «Хюрриет», получив степень доктора наук, Гюль завершил образование в Лондоне. Долгое время он работал в международном исламском банке, а затем, сменив карьеру экономиста на политика, примкнул к исламистской партии, создававшейся Реджепом Эрдоганом (нынешним премьер-министром). Вскоре рассудительный Гюль стал правой рукой Эрдогана, занимавшего в то время пост мэра Стамбула. Их альянс оказался прочным. Когда после победы на предыдущих выборах Эрдоган не смог сразу занять пост премьер-министра (лидер партии имел за плечами уголовном заключение за чтение стихов на исламскую тему, и не мог баллотироваться в депутаты. Победившая партия изменила закон, и через полгода на довыборах Эрдоган стал членом парламента, а вскоре и главой правительства), Гюль в течение нескольких месяцев замещал своего соратника на этом посту.


Закон и Европа его аргументы


Как напоминает редактор турецкого политического сайта Арзу Гюнеш, в качестве временного премьера Гюль показал себя принципиальным политиком, не уступив давлению со стороны США, которые планировали вторжение в саддамовский Ирак и с севера, через Турцию. Уже в качестве министра иностранных дел он активно отстаивал интересы страны в Брюсселе. Решение ЕС начать-таки переговоры с Турцией о присоединении этой страны к сообществу во многом является его заслугой.


Выдвижение Абдуллы Гюля на должность президента в начале этого года вызвало сильнейшее раздражение в кругах традиционной светской и военной элиты. По стране прошли митинги протеста, в которых приняли несколько миллионов человек. Демонстранты обвиняли правящую партию в покушении на светские принципы государства и попытке исламизировать Турцию. После выступления представителя Генштаба, заявившего о грозящей стране опасности, центральные СМИ заговорили о неизбежности нового военного переворота.


Это противостояние привело к досрочным парламентским выборам. Одна из главных оппозиционных сил страны Народная республиканская партия Дениза Байкала потребовала, чтобы нового президента выбирал новый парламент. Социал-демократы надеялись на поражение исламистов, но те вновь выиграли выборы, и даже упрочили свое большинство в меджлисе. Член НРП юрист Фюсун Айраклы поясняет, с чем связаны опасения его однопартийцев относительно кандидатуры Гюля: «Президентская должность во многом церемониальная, однако нынешний глава государства Ахмед Сезер не раз применял имеющиеся у него полномочия и накладывал вето на законопроекты и правительственные назначения, которые угрожали светским завоеваниям республики. Гюль - сознательный член идеологического круга исламистов. С ним Турция отойдет от Европы, станет ближе к исламским ценностям. Политический баланс будет нарушен. Законодательная и исполнительная власть сосредоточится в руках просламской партии. Баланс будет меняться очень быстро».


А во лбу звезда горит


Журналист Арзу Гюнеш напоминает, что не меньше, чем «тайная программа исламизации страны», противников нового президента раздражают и вполне видимые признаки его партийной принадлежности: «Гюль - выходец из исламистских кругов. Его жена Хайрюниса носит исламский головной платок. Мусульманский платок на голове у президентской жены называют яблоком раздора. Прошедшие в начале мая митинги протеста против кандидатуры Гюля были связаны с личностью его супруги. Жене Гюля придется представлять своего мужа на различных приемах в платке. Но подобная форма одежды на официальных мероприятиях неприемлема для светской Турции. В государственных учреждениях страны, включая средние и высшие учебные заведения, женщинам законодательно запрещено появляться в традиционной мусульманской одежде».


Руководство светской элиты страны не раз выражало опасения, что в случае своего избрания президентом Гюль может предпринять конкретные шаги по превращению светской республики в теократическое государство. Сам уже состоявшийся президент, как и премьер Эрдоган, называет подобные страхи несостоятельными. Независимый главный редактор журнала «Диалог Евразия» Чингиз Шимшек склонен с ними согласиться: «Почему спорят вокруг него? Человек он верующий, бывший политик из религиозной партии, много лет работал там. Сейчас АКП в своей программе дает такую тему: надо быть демократичными. Верующий или нет, не имеет такого значения, если человек соблюдает светские законы. Поэтому мы от республиканского строя никуда не денемся. Поэтому будем продолжать, будем защищать республиканский строй, светские основы государства. Жена его закрывается по мусульманскому праву платком. Только по этому поводу и есть спор. Сейчас есть предложения постараться, чтобы платок был более европейским, более модным. Но другие люди говорят - пожалуйста, не делайте этого, потому что она закрывается из-за своей веры».


Супруга президента и мать троих его сыновей Хайрюниса, как и жена премьера Эмина Эрдоган, хорошо известна своими шикарными платками от Hermes и золочеными накидками от Dior, которыми женщины покрывают голову в соответствии со строгой мусульманской традицией. Предвидя неминуемую победу Гюля, многие модельеры заранее предложили его жене несколько изменить свой имидж, приблизив его к модной сейчас в Европе трактовке мусульманской темы.


Что будет с Турцией в ближайшее время, задается вопросом независимая газета «Хюрриет». Она указывает, что после основателя современной Турции Мустафы Ататюрка никому из турецких политиков не удавалось сконцентрировать в своих руках власти столько, сколько сейчас ее имеют лидеры исламской партии. Однако большинство турок относятся к происходящему более легко. Судя по опросам, они положительно воспринимают нового президента и не считают, что при нем Турция столкнется с угрозой преобразования в теократическое государство.


XS
SM
MD
LG