В воскресенье - годовщина со дня гибели Анны Политковской. Представители официальных российских властей не раз пытались утверждать, что статьи обозревателя «Новой газеты» не оказывали влияния на процессы в стране. С такой точкой зрения категорически не согласны коллеги Анны Политковской, многие общественные и политические деятели, а также герои ее материалов.
После убийства Анна Политковской президент России Владимир Путин заявил, что «она была известна в журналистских и правозащитных кругах, но ее влияние на политическую жизнь в России было минимальным». Гораздо раньше прозвучало высказывание представителя Центра общественных связей ФСБ России Ильи Шабалкина о том, что «Новая газета» и ее сотрудница Анна Политковская используют поездки журналистки в Чечню «для разрешения своих финансовых проблем и разногласий с некоторыми фондами». Представители власти не гнушались подобными обвинениями, пытаясь создать образ меркантильной журналистки, чьи статьи не производили должного эффекта на читателей. Но людей, хорошо знавших Анну Политковскую, такие заявления коробят.
«Общество настолько коррумпированное и настолько прогнившее, что многим даже не приходит в голову, что можно честно выполнять свои обязанности. Она не только честно выполняла свой журналистский долг, она выполняла честно свой человеческий долг, ощущая и понимая, что страна в пропасти. И наше гражданское самосознание, оно отсутствует полностью. Она взывала к тому, чтобы пробудить гражданское самосознание», - так считает вдова Героя России, погибшего на территории Чеченской Республики, Марина Кондратьева. Она познакомилась с Анной Политковской еще летом 2001 года, после того, как сына Марины неизвестные люди искалечили на московской улице, неподалеку от его дома.
Журналистка из башкирского Благовещенска Вероника Шахова оказывала Анне Политковской содействие при сборе материала о бесчинствах сотрудников милиции на улицах города в декабре 2004 года. Она тоже не может равнодушно слышать обвинения официальных лиц в адрес Политковской: «Когда появлялись такие гадости в ее адрес, это, наверное, банальная какая-то человеческая, может быть, зависть как к человеку, как к журналисту, просто даже как к красивой женщине, как к состоявшему человеку, который никогда ни перед кем не прогнется. Те, кто хоть раз в жизни, даже пять минут поговорили с Анной, никогда в такие вещи не поверит. Я никогда в такие вещи не верила. Мне достаточно того, что я ее знаю. И что бы кто про нее ни сказал, никогда в это не поверю. Она делала только все по своему убеждению».
Житель Дагестана Мовлади Соипов встречался с Анной Политковской в приграничных с Чечней районах, он считает ее человеком особого склада: «Дело в том, что она могла эти гранты получить и другим образом, это нехитрое дело в нашей стране - получать гранты. Это особого склада человек, у нее в душе все это было заложено, в сознании. Она так воспитана, она не может терпеть, когда в мире где-нибудь происходит несправедливость, беззаконие, она это не могла переносить и активно в это дело вмешивалась. И в меру своих возможностей и сил с этим боролась. Так рисковать собой и так подставлять себя, я думаю, мало кто решится».
Официальные лица в России часто утверждали, что Политковская придерживалась в своих статьях прочеченской позиции. Вот, что по этому поводу думает Элла Кесаева, пострадавшая в ходе бесланского теракта от вооруженной группировки, состоявшей в основном из чеченцев: «Это все неправда. Она не защищала боевиков, она защищала людей. Она изучала историю, исследовала трагедию каждого человека. В этом была ее уникальность, что она не делала сама никаких выводов, а она излагала. А выводы делали мы сами, мы, читатели. И мне кажется, что никаких боевиков она не защищала. Она делала свое дело честно, открыто, как должен делать настоящий журналист. Для чеченского народа и для всего Кавказа вообще это большая потеря. Если бы она была жива, то она не успокоилась бы до конца жизни и делала бы свое дело, и очень многие из руководства нашей страны пострадали бы из-за ее свидетельских показаний, и по Беслану в том числе».
Взгляды журналистки Политковской не разделяли многие политики и ее коллеги. Однако люди, которым она протягивала руку помощи в самый сложный для них жизненный период, отзываются о ней и ее статьях иначе.
«А многие люди просто не могут понять, что можно бескорыстно делать какие-то добрые дела, бескорыстно можно жертвовать собой, бескорыстно отдавать свою жизнь. Потому что общество гипертрофировалось и в основу всего положило деньги, забыв про совесть, забыв про честь, забыв про права на жизнь, на здоровье. Президент еще сказал, что ее публикации были незамеченными в Российской Федерации. На самом деле, я думаю, это не так. Конечно, кому придет в голову, что женщина могла поехать на войну добровольно, что женщина могла попадать в эти страшные ситуации “Норд-Оста»”, Беслана? Конечно, это полная глупость - все, что говорится об Анне Степановне», - считает Марина Кондратьева.