Мировые цены на нефть снижаются после головокружительного роста. В конце минувшей недели нефтяные котировки превысили рекордную отметку в 90 долларов за баррель, но по итогам торгов в пятницу откатились до уровня 88 долларов 60 центов. Последний раз, когда цены достигли такого уровня в конце 70-х годов, экономика ответила глобальным кризисом. В пятницу рухнули курсы акций на американских фондовых биржах.
Индекс Dow Jones потерял 366,9 пункта (2,64%), Nasdaq - 2,65%, S&P - 2,56%. На фоне обвала цен на нефть подешевели акции нефтяных корпораций - Exxon Mobil (-3,1%), Chevron (-3,4%). А вслед за американском рынком вниз сегодня устремились азиатские фондовые площадки. Японский Nikkei в начале торгов упал на 1,7%, гонконгский Hang Seng - на 2,7%. По данным Associated Press, индекс Тайваньской биржи подешевел на 3,5%, южнокорейский индекс Korea Composite Stock Price понизился на 3,3%.
Понижение индексов коснулось и других стран АТР - Индонезии, Филиппин и Австралии, и, как считают эксперты, отразится на фондовом рынке России. По мнению аналитиков, которое приводит агентство РБК, РТС и ММВБ могут потерять в итоге не менее 1- 1,5%.
Могут ли рекордные цены на нефть в самом деле стать прологом к экономическим катаклизмам или они все-таки искусственно завышены и могут упасть столь же резко, как и поднялись? На это вопрос РС ответил экономист Института Катона Джерри Тэйлор:
- Как известно, цены диктуются предложением и спросом. Мы знаем, сколько нефти производится на мировом рынке в данный момент, и знаем, сколько ее нужно потребителям в рамках текущих потребностей. Но в двухмесячной перспективе трудно предсказать, как будет формироваться спрос на нефть и каков будет объем ее резервных запасов. Мне кажется неубедительным довод о том, что взлетевшие цены на нефть якобы содержат существенную надбавку за риск возможных перебоев в поставках сырой нефти. Если надбавка и есть, то она невелика. Трейдеры действительно встревожены возможными перебоями нефтепоставок через Турцию, которая не исключает военную акцию против курдских сепаратистов, действующих в Северном Ираке. Но не это диктует значительный рост цен. Главное то, что сейчас просто время глобального экономического бума, и нефтепроизводители с большим трудом поспевают за растущим спросом.
- Может ли рекордный скачок быть результатом спекуляций на рынке различных фондов, которые скупают нефтяные фьючерсы и тем самым искусственно растят цены на нефть?
- Спекуляция и манипуляция - это не одно и то же. Спекуляция всегда широко практиковалась на нефтяном рынке. Спекулянт использует возможность обогатиться при нарушении поставок нефти в будущем. Он закупает нефть впрок сегодня в надежде продать ее завтра по более высокой цене. Хотя спекулянт нравится не всем, он оказывается весьма полезной фигурой для тех потребителей, которые не хотят жертвовать бизнесом из-за перебоев в поставках нефти. Другое дело, влияет ли деятельность спекулянтов на ситуацию на рынке. Сегодня это влияние ощущается заметно, поскольку деятельность спекулянтов препятствует росту текущих товарных запасов нефти, предназначенной для немедленной доставки потребителям, и действительно внезапный уход спекулянтов может привести к падению цен на нефть.
- С какими ценами на нефть, как вы считаете, мы столкнемся в ближайшем будущем?
- Произойти может всякое. Ведь, учитывая высокую эластичность спроса по цене на нефтяном рынке, даже небольшие перебои в поставках могут вызвать резкое повышение цен. В свете нынешней турецко-иракской напряженности риск растет, и любое изменение геополитической ситуации способно в короткий срок поднять фьючерсные цены еще выше.