Ссылки для упрощенного доступа

Умер директор русского ПЕН-центра Александр Ткаченко


Александр Ткаченко на Радио Свобода
Александр Ткаченко на Радио Свобода

В Москве на 63-м году жизни скончался писатель и правозащитник, генеральный директор Русского ПЕН-центра Александр Ткаченко. У всех, кто знал Александра Ткаченко, настоящее горе: он был замечательного таланта, души и темперамента человек и друг. Родившийся в Крыму караим, профессиональный футболист в молодости, он закончил в Москве Высшие литературные курсы, написал 14 книг стихов, недавно выпустил книгу мемуаров и публицистики.


В журнале «Юность» в 1980-е годы он защищал молодую поэзию, а с 1994 возглавил русский ПЕН-центр. Он был человеком советской богемы, который оказался человеком чести. Наверное, это штамп - сказать, что у него было обостренное чувство справедливости, но так это было на самом деле. Он защищал не права, он защищал живых людей, причем не только журналиста Григория Пасько или поэта Алину Витухновскую, поддерживал не только Анну Политковскую или белорусского режиссера Юрий Хащеватского. Он, например, одним из первых пришел на процесс по делу выставки «Осторожно, религия!» в Сахаровском центре и назвал этот процесс политическим.


Александр Ткаченко дружил с нашим коллегой Ильей Дадашидзе и часто комментировал правозащитные сюжеты в передаче «Человек имеет право».


Сопредседатель ПЕН-центра писатель Андрей Битов был знаком с Александром Ткаченко давно, но настоящая дружба их началась во время работы: «Мы с 1994 года тесно сотрудничали, когда он стал директором ПЕН-клуба, и, собственно говоря, этот клуб держался на нем, а он лишь держался на мне, сам Саша. В общем, из-под меня лично выбили табуретку. Я еще вишу пока. Поэтому много не скажу. Начнутся прямые его обязанности, которые он на себе нес. А когда человек несет свои обязанности, он занимает единственное место в мире. Другого такого нет. Все, что я могу сказать по поводу ПЕН-клуба. А так могу сказать, что во всяком случае он ушел, забив гол в "девятку", как положено футболисту, написал свою лучшую книгу про караимов, был счастлив этим. И, по-моему, это тут же сумели оценить вокруг. Он прекрасно провел презентацию этой книги в ЦДЛ и потом провел 3-го ежегодное собрание. Жаловался уже на температуру, на что-то. Может, это на фоне гриппа, потому что он был на таблетках и уехал домой отлеживаться. Когда пройдут похороны не знаю, потому что надо все-таки еще изыскать в нашем странном государстве достойное его место, а это уже конторы, конторы, чиновная стать. Ничего вам не могу сказать. Я потрясен этой вестью, вот только что».


XS
SM
MD
LG