Ссылки для упрощенного доступа

Контроль над оружием: Верховный суд США разбирается со столичными запретами


Культ кольта или право на самооборону? К расстрелу сокурсников в Виргинском политехе в апреле прошлого года корейский студент Чо подготовился основательно
Культ кольта или право на самооборону? К расстрелу сокурсников в Виргинском политехе в апреле прошлого года корейский студент Чо подготовился основательно

Преступники из северных штатов США, где правила приобретения оружия довольно строгие, покупают оружие в южных, где порядки намного либеральней. В Нью-Йорке в последние годы почти все убийства совершены из оружия, приобретенного незаконным путем. В масштабах страны 90% вооруженных преступлений совершаются с применением оружия, купленного на черном рынке. Градоначальник Нью-Йорка Майкл Блумберг вместе с коллегой из Бостона Томасом Менино создали организацию мэров против незаконного оружия. Сегодня в ней состоят 250 человек из 40 штатов. Мэры требуют сделать открытой информацию об оружии, которое было использовано в совершении преступления - кем оно произведено и где продано. Однако влиятельная лоббистская организация Ассоциация владельцев оружия считает, что такой информацией должна владеть только полиция.


При этом Ассоциация ссылается на право на приобретение и ношения оружие, дарованное всем гражданам страны Второй поправкой к конституции. Мэр Блумберг полагает, что трактовать ее буквально нельзя. Поправка действительно допускает разные толкования. Эксперты полагают, что отцы-основатели имели в виду только членов национальных гвардий штатов и полувоенных формирований, временно создаваемых властями.


На 18 марта назначено слушание Верховного суда о смысле Второй поправки. Научный сотрудник вашингтонского Института Катона Илья Шапиро поясняет, что непосредственным поводом для рассмотрения дела стало обращение нескольких граждан американской столицы. Они оспаривают законность запрета на хранения пистолетов в своих жилищах.


Окружной суд постановил, что этот закон неконституционен, ибо противоречит Второй поправке. Г-н Шапиро поддерживает ее расширительное трактование: «Преступник не смотрит на права, это не изменит его действия. Он все равно будет грабить. То, что чисто технически ему запрещено иметь при себе наган, его не остановит. Все эти правила (огран и чения – РС) означают, что оружие забирается из рук граждан, соблюдающих закон, они лишаются возможности защищаться». Он считает предстоящее дело серьезным прецедентом, потому что суд будет рассматривать положение в Вашингтоне, являющемся федеральной территорией.


Блумберг и другие мэры добиваются того, чтобы вопрос о контроле над оружием стал одним из главных во время выборов нового президента США. Члены законодательной ассамблеи Оклахомы тем временем проголосовали за то, чтобы разрешить ношение личного оружия на территории университетов и колледжей лицам старше 18 лет. Студенты, которые хотели бы иметь возможность защищаться от вооруженных нападений, приветствуют такое решение. Оно войдет в силу, если будет одобрено сенатом штата и губернатором.


Американцы разделены в своем отношении к личному оружию. Если человек полностью поддерживает существующие порядки, то изменить его мнение не могут даже все новые сообщения о трагических случаях, в результате которых жертвами психически неуравновешенных одиночек становятся студенты университетов или посетители торговых центров.


Жители больших городов, как правило, голосуют за демократов и настроены против изготовителей и продавцов оружия. Провинция поддерживает в основном республиканцев и право владеть оружием. На севере северного штата Нью-Йорк корреспондент РС Владимир Морозов обнаружил анклав охотников, обитатели которого в этом отношении настроены вполне «по-южному». Его знакомый Дэвид категорически против предлагаемых ужесточений правил оборота оружия: «Не люблю, когда правительство интересуется тем, чем я занимаюсь. Какие-то бюрократы будут совать нос в мои дела. Да меня мутит от этого».


Большинство собеседников г-на Морозова считает, что со злоупотреблениями следует бороться путем ужесточения мер против нелегальных продавцов оружия. «Наказывайте преступников. Ловите их. Сейчас за незаконную продажу оружия дают до 10 лет. Влепите такому подонку 20 лет! Пусть он платит за свои дела. А мы законов не нарушаем», - советует законодателям Ленард. Нил полагает, что не следует недооценивать и профилактической роли полной мобилизации: «Есть масса примеров, когда люди предотвращали грабеж, только показав оружие. И стрелять не надо. Преступники не станут с тобой связываться. Они же не хотят, чтобы их застрелили».


XS
SM
MD
LG