На международной Московской фотобьеннале открылись две выставки под девизом «удивительное». Первая — собрание американского художника Джима Дайна из Парижского европейского дома фотографии, вторая — фотографии, сделанные молодой чешской художницей Ханой Якрловой в пражском публичном доме.
Может показаться странным, но серия «Вороны» художника, поэта и перформера Джима Дайна шокирует больше, чем съемки в борделе. Вороны Дайна — это чучела птиц, наделенные магическими свойствами, их неподвижность сомнительна, а участие в делах человеческих несомненно. Дайн неоднократно заявлял, что его вороны — это символы смерти и бессмертия. Говорит организатор бьеннале, директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова: «Джим Дайн — звезда современного американского искусства, которого все-все знают. Уже 25 лет он не расстается с фотокамерой, и в 90-е годы он снял огромную серию про ворон. Казалось бы, такой совершенной бытовой сюжет, но вот забыть его фотографии с этими воронами совершенно невозможно».
Ольга Свиблова продолжает рассказ о другой выставке, удивляющей публику скорее темой, чем откровенностью. Фотографии чешской художницы Ханы Якрловой из пражского публичного дома Big sister хоть и документальны, но вполне целомудренны и декоративны. Название отсылает к шоу «Большой брат»: «Проект Ханы Якрловой Big sister — это, конечно, то, что прежде всего останавливает нас сюжетом. Бордель в Праге, который был создан, ничем не отличаясь от других подобных заявлений во всем мире, в конце концов, превратился в такое виртуальное реалити-шоу. Потому что хозяева заметили, что и гостей, и секьюрити больше гораздо занимают камеры слежения, помогающие обеспечить охрану девушек, чем, собственно, непосредственно девушки. Тогда вход в это заведение стал бесплатным, но все гости обязаны давать разрешение на то, что все, что с ними будет происходить, будет транслироваться в сеть интернета. И сегодня этот чрезвычайно популярный сайт заставляет задуматься нас о том, что такие реалити-шоу мы видим в огромном количестве и по телевизору, и в мировой интернет-сети, и почему людям интереснее не участвовать, а смотреть на то, что происходит с нашими соседями или нами самими, и почему любой ценой нам интересно быть увиденным. Что происходит с хомо сапиенс, в какую новую стадию эволюции мы переходим, когда виртуальный мир становится более важным, чем реальность. Проект заставляет нас задуматься над определенными проблемами, и снят он безумно красиво».
Документальные съемки Ханы Якрловой — не журналистское расследование, а констатация факта «невыносимой легкости бытия» (по словам автора). Проект чешской художницы, которая живет в Париже и работает в Нью-Йорке, выставляется в лучших музеях современного искусства Европы и Америки.