Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Данила Гальперович и Сергей Козлов.
Андрей Шарый: Президент России Дмитрий Медведев и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали несколько соглашений в сфере экономического сотрудничества. Лидеры двух стран договорились, в частности, об укреплении связей в области космических технологий, использования и развития российской навигационной системы ГЛОНАСС. Россия, по словам Медведева, намерена активно сотрудничать с Казахстаном в области атомной энергетики. Говорили также о возможном строительства в Казахстане АЭС при участии российских компаний. Вот некоторые итоги быстро начавшегося и быстро завершившегося визита в Астану Дмитрия Медведева. Это первая его зарубежная поездка. Из Казахстана в пятницу глава российского государства отправится в Китай.
Данила Гальперович: Визит на Восток - для российского президента весьма традиционный шаг перед встречей «большой восьмерки». Обычно такой визит как бы компенсирует то, что в середине лета президент России целых три дня общается с западными лидерами. Но сейчас есть особенности: у России новый президент и поездка в Казахстан и Китай - это его первый зарубежный визит.
О том, что ожидали от Дмитрия Медведева в Казахстане, рассказывает в своем репортаже корреспондент Радио Свобода в Алма-Ате Сергей Козлов.
Сергей Козлов: С казахстанским лидером Нурсултаном Назарбаевым новый российский президент хорошо знаком, они встречались во время зарубежных поездок Дмитрия Медведева, на недавнем саммите СНГ в Москве, во время других многосторонних мероприятий. Как отмечают в Астане, принятие принципиально новых масштабных казахстанско-российских проектов во время этого визита Медведева не ожидается. Но, вместе с тем, здесь не сомневаются в том, что состоится интенсивный диалог по всему спектру не только двусторонних, но и многосторонних отношений Казахстана и России как по проблематике Содружества независимых государств, так и Шанхайской организации сотрудничества.
Однако между странами все же существуют реальные и довольно весомые проблемы, которые не удалось разрешить в последние годы. Это и судьба космодрома Байконур, который Россия арендует у Казахстана. В Астане ждут определенного ответа: останется ли Россия на Байконуре? Кроме того, не все вопросы решены и при делимитации совместной границы; на нескольких протяжённых спорных участках до сих пор не существует пограничных постов и контрольно-пропускных пунктов. Но самые сложные переговоры - в топливно-энергетической области. В частности, в Казахстане надеются, что Москва пересмотрит свою ценовую политику на энергоресурсы и, продавая центрально-азиатский газ в Европу по цене, которая явно выше той, по которой она его покупает, будет больше считаться с интересами своих южных соседей. Кроме того, острым остается вопрос расширения Каспийского трубопроводного консорциума и в целом увеличения экспорта казахстанской нефти через российскую территорию. Противоречия здесь глубоки и не разрешаются вот уже пятнадцать лет, что весьма раздражает Астану.
Обе страны пытаются также наладить эффективное сотрудничество в борьбе с наркотрафиком из Афганистана и Таджикистана, а также с незаконной эмиграцией. И, кроме этого, Казахстан надеется на то, что Россия будет более активна в решении вопроса регулирования водных ресурсов в регионе. Тем не менее, Нурсултану Назарбаеву всегда удавалось наладить тесный человеческий контакт с любым российским президентом, будь то Борис Ельцин или Владимир Путин, и добиваться для своей страны возможных от них уступок. Никто в Казахстане не сомневается в том, что с Дмитрием Медведевым произойдет то же самое.
Данила Гальперович: И как предполагали, так и случилось: Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев буквально засыпали друг друга заверениями в дружбе, взаимном доверии и понимании. Назарбаев на правах старшего и хозяина начинал, Медведев, как гость, отвечал.
Нурсултан Назарбаев: Российское направление во внешне политике Казахстана было, остается и будет важнейшим для нас приоритетом. Казахстан и Россия имеют самый полный пакет двусторонней правовой базы, который только возможен между двумя соседними суверенными государствами.
Дмитрий Медведев: Мы разговариваем на одном экономическом языке, а с учетом тех исторических традиций, тех исторических корней, которые имеют наши связи, это создает и особый характер межгосударственного взаимодействия, и просто особый уровень человеческих контактов.
Данила Гальперович: После переговоров стало ясно, что острая тема энергетического сотрудничества какого-то продолжения в виде решений двух лидеров или их подчиненных не нашла. Зато Россия и Казахстан подтвердили дальнейшее совместное использование Байконура и договорились совместно же разрабатывать нанотехнологии. Кроме того, возможно строительство Россией в Казахстане атомной электростанции и развитие военно-технического сотрудничества.
По поводу военного сотрудничества Дмитрий Медведев будет разговаривать и с лидерами Китая, куда он направляется из Астаны. О том, как развивается диалог Москвы и Пекина, в интервью Радио Свобода рассказал директор Центра изучения Китая института Дальнего Востока РАН Андрей Островский.
Андрей Островский: В настоящее время политические отношения между Россией и Китаем развиваются довольно интенсивно. 2006 год - это был Год России в Китае, 2007 год - Год Китая в России. 2008 год, нынешний год - это Год русского языка в Китае, а следующий год, 2009 год будет Год китайского языка в России. В области политической, в области политического сотрудничества, военного сотрудничества регулярные встречи на высшем уровне, в том числе нынешний визит президента Российской Федерации Медведева является как раз свидетельством того, что эти контакты регулярные. И только за этот год будет две или три встречи президента Российской Федерации и председателя Китайской Народной Республики на высшем уровне.
Вместе с тем, несмотря на значительные рост товарооборота за последний год, он вырос примерно с 32 миллиардов долларов в 2006 году до 48 миллиардов долларов в 2007 году, пока еще на сегодняшний день следует отметить, что уровень экономического сотрудничества отстает от уровня политического сотрудничества. И еще несколько лет назад китайские газеты так формулировали эту ситуацию, что "в политике - горячо, в экономике - холодно".
Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на достигнутый рост сотрудничества - 48 миллиардов долларов, по-прежнему доля российского сотрудничества в общем товарообороте Китая невелика и где-то находится на уровне 2 процентов общего объема товарооборота. Объем товарооборота, он несколько несбалансирован. С одной сторон, Россия продает в Китай лес и энергоносители, с китайской стороны поставляется в основном продукция машиностроения, машино-техническая продукция. И в этой связи как раз основная проблема, которая стоит, это резкое сокращение доли экспорта машино-технической продукции из России в Китай. Если в 1998 году в общем объеме товарооборота эта доля составляла примерно 30 процентов, то на сегодняшний день она где-то менее 1,5 процента.
Данила Гальперович: Если же вернуться к Казахстану, то с Астаной Москва, возможно, через некоторое время подпишет долгосрочное соглашение об экономическом сотрудничестве и интеграции. Во всяком случае, этого очень хочет Нурсултан Назарбаев, о чем он и сказал сегодня Дмитрию Медведеву.