Александр Генис: Сегодня в «Книжном обозрении» Марины Ефимовой пойдет речь о книге, рассматривающей, как гласит ее подзаголовок «Противоречивую историю брака».
Susan Squire. I don’t. A Contrarian History of Marriage
Сюзан Сквайер. «Согласия не даю!
Противоречивая история института брака»
Марина Ефимова: Остроумная и увлекательная книга Сюзан Сквайер - это ещё одна книга, вызванная к жизни кризисом института брака (или страхом перед этим кризисом). Объясняя своевременность книги, ее рецензент Далия Лайтвик пишет:
Диктор: «Если вы следили за серией крушений браков знаменитостей, вы знаете, что за один нынешний год развалились браки актеров Чарли Шина и Билла Мёрри, певца Пола МакКартни и манекенщицы Кристи Бринкли. Наблюдая, как богатые и знаменитые судятся за детей, за особняки, за столовое серебро, спрашиваешь себя: да стоит ли овчинка выделки? 40 процентов первых браков в Америке кончаются разводом. Может, и впрямь, пора перейти с постоянного обладания на краткосрочную аренду?»
Марина Ефимова: Судя по книге Сквайер, брожение умов наблюдается не только среди простых смертных. Когда обсуждался вопрос о супружестве гомосексуалистов, даже судьи не могли прийти к согласию в определении понятия БРАК:
Диктор: «Верховный суд штата Массачусетс (разрешивший брак между гомосексуалистами) настаивал на том, что главная задача брака - поощрять постоянство отношений. А Верховный суд штата Вашингтон (подтвердивший запрет на гомосексуальный брак), настаивал на том, что брак призван обеспечить продолжение рода и создание семьи».
Марина Ефимова: «Разногласия, - объясняетСюзан Сквайер, - усугубляются тем, что единого принципа, лежащего в основе брака, никогда и не существовало. Нынешнее представление - это смесь библейских, эллинских и христианских законов и нравов». Сквайер начинает с начала начал – с Книги Бытия, и уже там находит разночтения. В одном месте: «муж да будет повелевать своей женой», в другом муж и жена призваны «населить мир и править им вместе». Библейская история со змием и яблоком воплощает, по мнению автора, доминирующую мужскую мудро c ть тех времен: «научись повелевать своими женщинами, а не то они начнут повелевать тобой». Автор книги «Согласия не даю!..» рассматривает и полигамию библейских иудеев, и моральное попустительство греков, приведя, в частности, такую цитату из Демосфена:
Диктор: «У нас есть гетеры для упоения и восторга, наложницы – для удовлетворения ежедневных нужд, и жены – для того, чтобы рожать нам законных детей и быть нашими лояльными домоправительницами».
Марина Ефимова: Рецензент Далия Лайтвик комментирует не без цинизма:
Диктор: «Возможно, подход Демосфена не идеален, но если бы такой откровенный прагматизм дожил до нынешней Америки, у нас не рушилось бы ежегодно столько политических карьер».
Марина Ефимова: Описывая обычаи древнего Рима, Сквайер не присоединяется к тем, кто объявляет сексуальную распущенность причиной гибели Римской Империи. Тем не менее, она считает римскую сексуальную свободу и вседозволенность возможной причиной суровости грядущего Христианства (по выражению Генриха Гейне: «голодной диеты христианства»).
Диктор: «В Средние века Церковь строжайше регулировала все аспекты секса и брака, назначая наказания за любое отступление от аскетических норм – например, за созерцание наготы собственной жены или за соитие по средам, пятницам и воскресеньям. Церковь так фанатично благословляла брак без радости, любви и секса, что нужна была шумная революция, чтобы пошатнуть ее контроль».
Марина Ефимова: И автор увлекательно описывает эту революцию, начатую аристократами, не желавшими подчинять свои любовные отношения требованиям Церкви. Непослушание стало массовым после эпидемии «Черной смерти», которая пошатнула веру в народе, потому что, вопреки утверждениям Церкви, чума убивала правого и виноватого, закоренелого грешника и невинного младенца. «Персональным воплощением этого бунта против Церкви, - пишет Сквайер, - стал 42-летний девственник, монах по имени Мартин Лютер - великий реформатор».
Диктор: «Одним из аспектов его войны с коррумпированной Церковью было вступление в новую эпоху супружества, счастливый пример которого дал он сам, женившись в 42 года на 26-летней вышедшей из монастыря монахине Кэтрин фон Бора. Она родила ему шестерых детей и воспитала четверых приемышей, она вырастила ему сад с цветами и лечебными травами, она варила ему пиво и была веселой и щедрой хозяйкой дома для его гостей, учеников и последователей. Лютер давно утверждал, что прославляемое церковью сексуальное воздержание оборачивается лишь обманом и блудом. И он сам стал ярчайшим примером нового типа супружества, украшенного взаимной привязанностью, верностью и энергичным продолжением рода. С этого началось увядание полуторатысячелетней идеи брака как наименьшего зла. Мы начали выбирать себе пару по любви. Многие – не по одному разу».
Марина Ефимова: Сейчас мы стоим на пороге новых перемен. После 250-ти лет торжества «брака по любви», мы готовы усомниться и в этой идее. 40 процентов первых браков кончаются разводами, и, комментируя этот пугающий факт, рецензент Лайтвик пишет:
Диктор: «Как бы мы сейчас ни относились к браку: как к святому таинству или как к таинству романтической любви, - нас подводит и религия, и романтика, и неминуемо ждет разочарование. Поэтому я думаю, что в наше время брак – это трогательная манифестация человеческого оптимизма».
Марина Ефимова: Нынешняя независимость женщин и утрата семьёй роли единственного убежища от житейских бурь лишают брак статуса жизненной необходимости, делают его лишь одним из возможных вариантов – часто не лучшим. И многие из нас испытывают панический страх перед крушением многовекового института, чреватым неизвестными последствиями. Чтобы заглушить этот страх, мы обращаемся за утешением к истории, в которой можно найти всё. Остроумная, увлекательная книга Сюзан Сквайер – одно из таких самоутешений.