В Москве объявлены финалисты литературной премии «Русский Букер», церемония прошла в гостинице «Золотое кольцо». В короткий список букеровской премии вошли, по традиции, шесть авторов, пятеро из которых 3 декабря получат по две тысячи долларов, победителю достанется 20 тысяч.
В списке — питерский прозаик Илья Бояшов с романом «Армада» (Бояшов получил известность после того, как стал прошлогодним лауреатом премии «Национальный бестселлер»); уроженец Харькова и гражданин Германии, последователь Мамлеева и Сорокина Михаил Елизаров с романом «Библиотекарь»; несколько манерная проза художника и литератора Елены Некрасовой под названием «Щукинск и города», где действие происходит в критикуемой автором Америке. Работающий в Петербурге Герман Садулаев, чья проза «Я — чеченец» выходила в издательстве «УльтраКультура», в букеровский шорт-лист вошел с книгой «Таблетка» — об офисном работнике, сохранившем независимый дух. Герман Садулаев известен еще и тем, что входил в состав делегации молодых писателей, с которой встречался в свою бытность президентом Владимир Путин. Замыкают букеровский список Владимир Шаров с романом «Будьте как дети», это историческая притча о событиях русской революции семнадцатого года, и Галина Щекина, жительница Вологды, с отчасти автобиографической прозой «Графоманка» — ее героиня записывает истории реальных людей.
Этот набор имен был встречен московскими критиками с некоторым разочарованием. Экспертное сообщество полагает, что какой бы из авторов ни победил, это не станет сенсацией. Так же считает и глава Букеровского жюри, Евгений Сидоров, известный критик и бывший министр культуры России в период Гайдара и Черномырдина. Вместе с тем он полагает, что «премия старается держать планку литературного качества и актуальных смыслов».
Евгений Сидоров сравнивает английского и русского Букеров: «В этом году председатель жюри, мой коллега, заявил, что те, кто выдвинуты и номинированы на шорт-лист Букеровской премии, представили книги, являющиеся выдающимися образцами игры воображения и увлекательности повествования. Мы люди либо трезвее, либо скромнее. Я такого не могу сказать».
Евгений Сидоров говорит, что и длинный список Букеровской премии его не слишком вдохновил: «Что касается русского романа, в принципе, то он сейчас мало возможен. Потому что русский смысл теряется в тумане. Сейчас возможна антиутопия, но утопия совершенно исключена. А русский роман без утопии не существует».
По крайней мере, три произведения из короткого списка имеют черты антиутопии. Организатор премии Большая книга Георгий Урушадзе делает прогноз: «Победит Шаров, потому что именно в этом сезоне он вошел в шорт-лист Большой книги. А предыдущие два сезона Букера показывают, что побеждает обязательно финалист Большой книги».
В словах Георгия Урушадзе есть ироническая правда. «Русский Букер» и «Большая книга», соперничающие между собой за звание главной литературной премии страны, часто не могут поделить авторов.