Сотрудник аудиторской компании Firestone Duncan Сергей Магницкий арестован по обвинению в уклонении от уплаты налогов с организации в особо крупном размере. В пятницу Мосгорсуд подтвердил Радио Свобода, что в отношении Сергея Магницкого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Согласно официальному заявлению следственного комитета при МВД, Сергей Магницкий задержан в качестве подозреваемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.199 УК РФ — уклонение от уплаты налогов, совершенное группой лиц в особо крупном размере. В ходе предварительного расследования установлено, что в 2002 году он, лично участвуя в ведении бухгалтерской и налоговой отчетности, «по предварительному сговору с рядом лиц уклонился от уплаты налогов с организацией ООО "Дальняя степь" и ООО "Сатурн Инвестментс", включив в налоговые декларации заведомо ложные сведения о наличии в штате организации не менее 50% инвалидов». По данным следствия, г-н Магницкий подыскал в Элисте нескольких инвалидов, среди которых были в основном люди с неполным средним образованием, и за разовое вознаграждение трудоустроил их на должности финансовых аналитиков в вышеупомянутые компании «в целях незаконного снижения платежей по налогу на прибыль в два раза». Сумму неуплаченных налогов следствие оценивает в 100 миллионов рублей.
«Из команды, работавшей с Hermitage, кто не сидит, тот прячется»
По мнению главы компании Firestone Duncan Джеймисона Файрстоуна, где г-н Магницкий работает с середины 90-х годов, истинная причина ареста его сотрудника заключается в том, что тот консультировал адвокатов фонда Hermitage после того, как инвестиционный фонд попал под пристальное внимание правоохранительных органов.
Джеймисон Файрстоун сообщил Радио Свобода, что Сергей Магницкий был задержан 24 ноября в отделении милиции, куда его пригласили сотрудники органов правопорядка после обыска, проведенного в его квартире.
По словам г-на Файрстоуна, на следующий день, во вторник, прошли обыски в домах еще трех сотрудников Firestone Duncan, работавших с фондом Hermitage. «Слава богу, что их не было дома», — отмечает Файрстоун, который полагает, что в противном случае также последовали бы задержания. «Ситуация очень интересная, — объясняет он свою точку зрения. — Есть компания Hermitage Capital. Есть несколько уголовных дел против ее руководства. Руководство Hermitage Capital наняло три разных юридических предприятия в России для защиты своих интересов. И каждый юрист или адвокат, который занимался делами Hermitage, либо арестован, либо обвиняется, либо его ищут и хотят арестовать. Это не случайность. Наша компания уже не может ни защищать Hermitage, ни даже работать с фондом. Потому что все члены команды, которая имела с ним дело, либо сидят, либо прячутся».
Блеск и нищета «Эрмитажа»
Инвестиционный фонд Hermitage, входящий в международную банковскую группу HSBC, начал работу в России в 1996 году. К октябрю 2004 года, согласно данным журнала Hedge Fund Review, доходность его вложений (преимущественно в нефтегазовый сектор) составила около 990%. На май 2006 года активы фонда оценивались в три миллиарда долларов.
В 2005 году по неясным причинам российская виза руководителя Hermitage Capital Management гражданина Великобритании Уильяма Браудера была аннулирована, а в 2007 году было возбуждено уголовное дело о неуплате налогов одной из связанных с фондом компаний. После этого в московских офисах фонда Hermitage и консалтинговой компании Firestone Duncan прошли обыски и выемки документов. Топ-менеджеры Hermitage, по информации газеты «Ведомости», вскоре покинули Россию (Уильям Браудер с 2005 года в страну и не въезжал). В декабре 2007 года фонд заявил в следственный комитет при прокуратуре РФ о мошеннических действиях в отношении трех принадлежащих ему компаний, осуществленных после того, как учредительные документы и печати были изъяты во время обысков. Как заявляют в фонде, это привело также к хищению мошенниками 5,4 миллиардов рублей из госбюджета.
«В декабре прошлого года мы выяснили, что после того, как российское МВД провело обыски в нашей головной компании и в офисах Firestone Duncan, наши компании были у нас украдены, — рассказал Радио Свобода находящийся в Лондоне Уильям Браудер. — Следственный комитет обвинил нас в совершении незаконных действий. В результате обвинений в этих преступлениях в начале февраля этого года против нас было возбуждено уголовное дело. Некоторые из тех, кто донес на нас и обвинил в этих преступлениях, были бывшими сотрудниками российских спецслужб. Они преследовали корыстные цели и хотели просто отомстить нам. Уголовное дело […] связано с уплатой налогов за 2001 год в Калмыкии». Господин Браудер отметил, что в свое время налоговые ведомства в Калмыкии признали действия двух компаний фонда, связанные с использованием инвалидов, абсолютно законными. Возбуждение дела спустя почти восемь лет после того, как проверки установили правильность выплаты налогов, по его мнению, позволяет предполагать, что за возбуждением этого дела скрывается совершенно другая причина.
В апреле 2008 года в прессе появилась информация о том, что руководителю Hermitage Capital Management Уильяму Браудеру и управляющему российским отделением фонда Ивану Черкасову были заочно предъявлены обвинения по ч.2 ст.199 УК в неуплате налогов с организации.
Аргументы против защиты
В августе фонд сообщил, что следователи посетили московских юристов, представляющих его интересы. Обыски прошли в Бюро корпоративных консультаций, офисах адвокатов Эдуарда Хайретдинова и Владимира Пастухова, а также компании Firestone Duncan.
26 ноября, в тот же день, когда было вынесено решение об аресте Сергея Магницкого, Симоновский суд Москвы удовлетворил ходатайство следственного комитета при прокуратуре РФ о возможности привлечения к уголовной ответственности адвоката Эдуарда Хайретдинова в связи с использованием для отстаивания интересов фонда заведомо подложных документов. Аналогичное ходатайство в отношении адвоката Пастухова, как ожидается, будет рассмотрено 2 декабря. По информации газеты «Коммерсантъ», 27 ноября оба юриста находились в Лондоне. Кстати, то же издание утверждает, что при вынесении вердикта о взятии под стражу Сергея Магницкого Тверской суд принял во внимание довод следствия о том, что обвиняемый имеет загранпаспорт с открытой британской визой и, соответственно, может скрыться.