Ссылки для упрощенного доступа

Надо смеяться. Демократы ждут поддержки народа-весельчака


Борис Немцов убежден, что в нынешних условиях к оппозиции будут прислушиваться
Борис Немцов убежден, что в нынешних условиях к оппозиции будут прислушиваться

Всероссийское Демократическое движение «Солидарность» было создано в подмосковных Химках утром в субботу 13 декабря. Главная задача - обеспечить мирный ненасильственный демонтаж путинского режима, восстановить в России основные свободы, и создать такое движение, которое смогло бы победить на честных выборах. В возможности этой победы уверен Гарри Каспаров, подчеркнувший, что впервые объединяются все демократы, включая видных активистов «Яблока».


Но стало известно о желании лидеров «Яблока» исключить из партии своих коллег, участвовавших в создании «Солидарности», например, Максима Резника и Илью Яшина, который сказал: «Мы всегда были радикальными критиками действующего режима. Кремлю придется смириться с тем, что в «Яблоке» есть такая оппозиция, есть такая фракция. Разгромить нашу фракцию будет очень сложно».


Гость съезда, член политкомитета «Яблока» Виктор Шейнис считает, что до конфликта дело не дойдет:


- На данном этапе есть две организованные демократические силы – политическая партия «Яблоко» и движение «Солидарность». Программные положения очень близки. Надо уважать друг друга.


- Но есть же угроза исключения из «Яблока» тех, кто участвует в «Солидарности».


- Я считаю, что это абсолютно недостойная позиция.


Один из членов оргкомитета «Солидарности» Борис Немцов в свой речи на съезде указал на то, что кризис показывает недееспособность кремлевской власти, защищающей, как он выразился, не рубль, а обитателей Рублевки:


«Есть ответственность оппозиции в период кризиса. Демократическая оппозиция – единственная оппозиционная сила страны, которая бескровно, спокойно может вывести страну из тяжелого положения и обеспечить ей действительно успешное развитие. Когда в стране все хорошо и нефть по 150 долларов за баррель, оппозиция может существовать, но ее никто не слушает. К оппозиции начинают прислушиваться, когда возникают проблемы. Барака Обаму избрали потому, что он - оппозиция. На оппозицию начинают обращать внимание, когда выясняется, что власть коррумпированная, бестолковая, непрофессиональная и некомпетентная. Вот сейчас такой момент прозрения наступает, и мы должны быть готовы к этому. Очень вовремя создается «Солидарность». Очень кстати у наших граждан, разочаровавшихся в режиме власти, появляется альтернатива. Когда была конференция в Нижнем, в ней впервые участвовали представители профсоюза Балахнинского бумкомбината и представители профсоюза Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях. И повсеместно сейчас в стране к «Солидарности» (может быть, из-за того, что название такое, не знаю) как раз стали приходить профсоюзные деятели. Я думаю, что одна из ключевых задач «Солидарности» - это содействие тем людям, которые теряют работу, теряют достаток и не знают, куда им податься, поскольку официальные профсоюзы продажные и плевать хотели на интересы людей, а независимых профсоюзов в стране очень мало. Поэтому мы обязаны продвигать нашу линию на поддержку наемных работников и будем это делать – это будет ключевым направлением работы».


Другой член оргкомитета «Солидарности», один авторов проекта программы «300 шагов к свободе», экономист Владимир Милов считает, что новое движение разбудит народ:


- Мы себя видим как раз той силой, которая должна работать на преодоление этой апатии, которая должна пытаться пробудить людей и все-таки заставить понять, что их сегодняшние проблемы –порождение общественно-политической, экономической системы, которая существует в стране, что если эту систему изменить, люди получат реальный шанс жить лучше. А кроме нас это некому объяснять.


Гораздо больше разговоров о каких-то левых в России, чем реальных политических левых сил. Вот они организовывали так называемый День народного гнева в Москве 25 октября, у нас здесь в зале больше народу, чем они собрали на площади. У нас реально очень популярны левые социалистические идеи, но совершенно нет сильных и достойных политиков, которые могли бы этот запрос удовлетворить. Я, кроме «Солидарности», в России вообще не вижу никаких других реальных альтернативных политических сил, которые к людям готовы были выходить, предлагать какие-то рецепты, а не просто заниматься демагогией и капитализировать себя на протестных настроениях.


А если протесты начинаются, безусловно, мы постараемся обратить их в мирное ненасильственное конструктивное русло. Это очень важно, когда была неудачная монетизация льгот четыре года назад, только огромными денежными вливаниями, возможности для которых сегодня в реальности ограничены, власти удалось все это дело хоть как-то относительно погасить. Сегодня таких возможностей, я думаю, больше не будет, поэтому если серьезные волнения начнутся, вообще никто не знает, куда все это дело развернется.


Ситуация тяжелая, особенно в городах, где есть градообразующие предприятия, сильно страдающие из-за экономического кризиса. Поэтому мы хотели бы объяснить людям, что вопрос не столько в том, что им нужно выйти на улицу и кричать, устраивать какие-то стихийные волнения, а в том, что они должны направить свой протест в организованное русло и добиваться максимально эффективно для себя результата, а именно смены режима, смены общественно-политической системы. Я рассчитываю, что по мере того, как с развитием кризиса люди будут все больше понимать, чего на самом деле стоит путинская экономическая модель и так называемая стабильность, что все больше людей будет присоединяться к нам.


- А форма перехода к этому? Круглый стол, как в Польше?


- Я бы с радостью говорил о диалоге и круглом столе, если бы видел в этой власти какие-то признаки готовности идти на диалог. Мы получили только плевки в свой адрес, с одной стороны обзывательство нас маргиналами, а с другой приглашение некоторых из нас на важные государственные должности, что не доказывает тезиса о маргинальности тех, кто входит в наше объединение. Попытки нас расколоть. У власти жизнь становится все хуже, и я надеюсь, что она вынуждена будет свою модель поведения менять. Я пока все-таки не вижу готовности вести диалог. Может быть, это вопрос некоторых личностей, конкретно Суркова. Если этот человек уйдет из российской власти, вполне возможно, что определенные возможности для цивилизованного политического диалога между властью и оппозицией появятся.


Правозащитнику Александру Черкасову на съезде «Солидарности» несколько не хватило драйва: «В Польше, где «Солидарность» когда-то победила, потом она долгое время проигрывала. С 1991 года было долгое время страха и подавленности. Польша вышла из этого состояния, прежде всего, благодаря умению смеяться. Смеясь, она расставалась со страхами. Пока же остается вспомнить одну книгу. Был сборник русского фольклора, предисловие к которому начиналось словами: русский народ – народ-весельчак. Русский народ действительно народ-весельчак. После предисловия будет книга».


Как и Александр Черкасов, эксперты уверены, что «Солидарности» предстоит еще долгий путь до того, чтобы стать силой, равноценной польскому народному движению с тем же названием.



XS
SM
MD
LG