В Московском музее современного искусства открылась выставка видеоработ отца поп-арта Энди Уорхола (Andy Warhol) «Живые портреты». Это коллекция из Музея современного искусства Нью-Йорка и Музея Энди Уорхола в Питтсбурге, которая показывается в разных столицах мира.
Это первая выставка Энди Уорхола в России, которая дает представление о нем не только как об индустриальном художнике, который открыл, что банка супа Campbell может стать предметом искусства. Пространство выставки таково, что объясняет, какими масштабными проектами мыслил Уорхол. Это развешанные в четырех залах 18 черно-белых видеоработ на огромных проекционных экранах, в том числе знаменитая статичная восьмичасовая съемка Эмпайр Стейт Билдинг и почти часовой «Поцелуй», где пары разных рас и сексуальной ориентации запечатлены в почти одинаковом ракурсе. Остальные работы - это видео портреты его друзей и моделей, нью-йоркской богемы шестидесятых.
Говорит Николай Усков, главный редактор журнала GQ, усилиями журнала выставка появилась в Москве:
– Энди Уорхол - это, наверное, последняя икона современной культуры, почитаемая абсолютно всеми. Ему удалось выявить не только ключевые смыслы и образы нашей цивилизации, но апробировать те средства выражения, которыми сейчас пользуется практически любой человек, называющий себя современным художником, в частности, видеоарта. То, что Уорхол был пионером видеоарта, широкой публике не очень хорошо известно. Уорхол был одним из первых, кто купил портативную видеокамеру, и стал с ее помощью снимать всевозможных своих знакомых. Люди это достаточно занятые, среди них не так много знаменитостей - я узнал только Сальвадора Дали. Самое, наверное, потрясающее, что большинство из них либо померло уже, либо выглядит совершенно по-другому. Энди Уорхолу удалось остановить какое-то мгновение, поймать эту эмоцию, и эти люди продолжают жить, такая метафора на самом деле искусства, вечности искусства, которое побеждает и смерть, и старость.
Эта выставка Уорхола подтверждает: он сделал искусство по-настоящему массовым продуктом. Не в плохом смысле слова, а он сделал искусство таким же необходимым человеку современного города, как продукты питания. Мы потребляем очень много искусства. Часто мы даже не задумываемся о том, сколь много искусства самый унылый обыватель потребляет в течение каждого дня. Это может быть реклама, это может быть кино, это может быть видеоарт, это может быть дизайнерская упаковка. Это вещи, которые окружают нас ежедневно и заполняют наше сознание. Мне эта функция Энди Уорхола, как грандиозного пропагандиста искусства, очень симпатична. Пожалуй, это единственный человек, о котором можно сказать такую любимую русскими метафору: Энди Уорхол - это наше все, наше все современной культуры.