Александр Генис: Вторую часть новогоднего «Американского часа» откроет «Кинообозрение», где Андрей Загданский объявит свой выбор «фильма года».
Андрей Загданский: Прежде чем назвать фильм уходящего, 2008 года, я хочу назвать те несколько картин, которые смогли выйти в мой личный короткий список. В первую очередь, это картина Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона», фильм, который появился летом, который заразил меня своей энергией, доставил много удовольствия. Фильм замечательно, блестяще сыгранный, полный новой энергии, которую Вуди Аллен нашел в своих новых молодых исполнителях, в первую очередь, в Пенелопе Круз, который оставляет очень приятное послевкусие - об этом фильме приятно вспоминать потом.
Александр Генис: Вы знаете, Андрей, вы прямо сразу попали в точку. Для меня это просто лучший фильм года. Я даже думал, почему мне так понравился этот фильм. В этом фильме все хорошо, это фильм идиллия – молодые, красивые, умные, богатые, талантливые люди и все равно у них драма. Я всегда уважаю больше того художника, который делает драму без внешних обстоятельств. Если есть историческая тема, если есть страшные обстоятельства, то гораздо проще на них построить драму, чем если драмы нет, чем если драма это человеческое существование в идиллических своих категориях. Именно за это мы так ценим и любим Чехова, и именно это удалось сделать Вуди Аллену, который сделал совершенно чеховский фильм об отношениях между Америкой и Европой, между серьезным и легкомысленным, об отношениях между настоящими чувствами и поверхностными, карикатурными эмоциями, которыми, как шампанское, брезжит этот фильм.
Андрей Загданский: Я понимаю вашу защиту, но с единственной оговоркой. Мне тоже очень понравился фильм. Но для меня в этом фильме не было принципиально нового открытия. Вуди Аллен работает в своих темах, в своем материале. Все то, что вы сказали, он делал уже 35 лет тому назад. Поэтому «Барселона» не выходит у меня на фильм года.
Второй фильм, который я хочу отметить, это мультипликационный фильм «Валл-И». Картина не безупречна. Но в чем она подкупает то, что в фильме получилось в фильме… первая полвина фильма, начало фильма просто гениального, которому удается невероятное - неодушевленный предмет наполнить обаянием, фильму удается посмотреть на всю нашу культуру, всю нашу цивилизацию глазами этого неодухотворенного предмета ностальгически, тепло и нежно. Он погружает нас в совершенно особое душевное состояние, которое я не помню со времен своего детства.
Александр Генис: Кроме всего прочего, в этом фильме есть главное: а именно главная роль, которой я бы дал «Оскара» за мужскую роль. Это роль робота. Если уже есть характер, сыгранный по настоящему, полным и обаятельным, так это именно роль этого робота. Конечно, вторая половина фильма, где развивается действие, где начинается сказка или, вернее, научная фантастика, она уже для детей, но первая часть это как Чарли Чаплин, это действительно нечто, что останется в анналах кино. Они придумали что-то новое, и я думаю, что анимация в этом году, как и в прошлом, становится все более могучей частью кинопроцесса.
Андрей Загданский: Во всяком случае, я абсолютно убежден, что с «Валл-И» никто не сможет конкурировать, когда он будет номинирован за лучший анимационный фильм в будущем году. И еще об этом фильме. Вы знаете, когда мы говорим о доброте в кино это слово самое часто употребляемое. Добрый фильм это все меньше и меньше смысла совершенно какая-то абракадабра бессмысленная. Но «Валл-И» обалденно добрый фильм, в нем есть столько тепла и столько нежности и любви к человеку и к зрителю, что одной этой порции хватает еще на целый день. Это совершенно восхитительная по своей гуманистической сущности картина. Мне даже неудобно, что я сказал такие высокие слова, но это именно так.
Третий фильм в моем коротком списке это фильм, о котором я недавно говорил - «Милк». Картина эта эмоционально взволновала меня, она на меня подействовала, я почувствовал способность перенестись в другое время и почувствовать других людей, которых я не знаю, и эмоционально им сопереживать. И вот за этот бросок, за эту возможность не оказаться в другом состоянии и почувствовать себя эмоционально подключенным к этим людям я очень благодарен этому фильму. У меня есть к картине свои претензии. Картина в какой-то момент становится такой сентиментальной, такой желающей дотянуться до как можно большего количества зрителей, такой все включающей в себя, что она теряет свои артистические качества в моих глазах, и это я ставлю большим минусом фильму, который явно будет номинирован ан «Оскара» и явно будет отмечен в будущем году.
А теперь - фильм года. Первый раз за все это время, что мы с вами выбираем фильм года, я назову документальный фильм. Я вспоминаю, что я - человек предвзятый и, как режиссер документалист, по идее, должен был бы избегать такой предвзятости, но я ничего не могу с собой поделать. Картина «Человек на проволоке» режиссера Джеймса Марша действительно для меня останется фильмом года. Во-первых, эта картина артистически безупречно сделана. Она рассказывает подобно детективу совершенно замечательную авантюрную историю о человеке, который в молодости, в детстве практически, увидел, что будут в Нью-Йорке построены Близнецы - два здания Торгового центра. И этот человек - француз, канатоходец - сказал себе, что когда-нибудь я перетяну канат между двумя этими зданиями, потому что они сделаны для того, чтобы кто-то прошелся с одного здания на другое. Абсолютно безумная затея. И эта затея была реализована. Во всех ее смешных и трагикомических деталях фильм рассказывает, как это произошло. И в этом фильме есть такое восхищение человеческой глупостью, человеческим авантюризмом, человеческой дерзостью, что этот фильм полностью меня захватил. В какой-то момент его герой идет от одного здания к другому по проволоке, и мы видим внизу весь Нью-Йорк, а это событие было достаточно подробно документировано документалистами, которые снимали, когда вся эта выходка происходила в городе. Я почувствовал, что у меня на глазах слезы. Красота и дерзость человека в эти минуты восхитительна, и фильму удается это волшебное состояние перенести, отдать мне, я с ним выхожу из кинотеатра. Но фильм не так прост, потому что в фильме есть сложные отношения людей после того, что произошло. Кто кем стал, как развивались отношения, как один стал знаменитым человеком и как люди, которые помогали ему, оказались в тени и через какие психологические драмы прошли. Все это совершенно замечательно, но, пожалуй, самое замечательное это то, что этот фильм - самый лучший памятник, который можно было бы придумать зданию Близнецов, которых уже нет в Нью-Йорке