Ссылки для упрощенного доступа

Журнал нового мышления в стране возрожденной цензуры


СССР, май 1991 года
СССР, май 1991 года

Сегодня эпоху перестройки пытаются "вычеркнуть" из истории. Она слишком контрастирует с установившимся в "возрожденной России" режимом "традиционных ценностей", "духовных скреп" и уже официальной борьбы с "западным сатанизмом". И наверное, только люди, причастные к журналистике еще с перестроечных лет, вспомнят эту знаменательную дату – 1 августа.

В этот день в 1990 году вступил в силу подписанный президентом Горбачевым новый Закон СССР о печати и других СМИ, который отменял всякую цензуру. Хотя еще до его принятия в стране уже начали выходить неподцензурные издания, а глушение "вражеских радиоголосов" полностью прекратилось еще в 1988 году. Но политика гласности требовала своего юридического обоснования, и потому началась подготовка нового закона о печати.

Самую радикальную, но в конечном итоге принятую версию этого закона – с полной отменой цензуры – разрабатывала группа юристов в составе Юрия Батурина, Михаила Федотова и Владимира Энтина. По воспоминаниям Батурина, это была почти детективная история. Их законопроект не удалось опубликовать даже в ультралиберальных по тем временам "Московских новостях"! "Проект напечатали в спортивной газете Spordileht на эстонском языке. Через две недели проект был напечатан якобы в переводе с эстонского в газете "Молодежь Эстонии". Дальше началось победное шествие проекта: его напечатали все газеты от Калининграда до Владивостока, поскольку, по правилам, если что-то уже где-то однажды было напечатано в Советском Союзе, не требовалось второй раз проходить цензуру".

Неужели такое может издаваться в нынешней России?

К распаду Советского Союза у многих читателей свободных медиа принято относиться положительно. Однако всякий исторический факт надо оценивать по его последствиям. А они в данном случае весьма противоречивы. Например, бесцензурную свободу перестроечного СССР новые независимые государства почти не унаследовали. Да, Эстония по индексу свободы прессы 2024 года, составленному организацией "Репортеры без границ", входит в первую десятку мировых лидеров. Но вот у стран-подписантов Беловежского соглашения дела сегодня обстоят куда хуже. Россия в этом индексе оказалась на 162-м месте – даже ниже, чем Узбекистан и Таджикистан. Беларусь – на 167-м. Украина гораздо выше – на 61-м, но хороша ли этa позиция, уступающая Габону и Гамбии, пусть оценивают сами украинские журналисты.

Обложка журнала "Горби"
Обложка журнала "Горби"

Год назад, в августе 2023-го, в России стал выходить журнал "Горби". Уже выпущено 11 номеров, и у их читателей возникает когнитивный диссонанс – этому журналу удается и ныне существовать словно бы по тому самому, перестроечному бесцензурному закону. Конечно, редакция вынуждена вместо "войны" употреблять требуемую аббревиатуру "СВО", но сами смыслы публикуемых там статей вызывают невероятное удивление: неужели такое может издаваться в нынешней России? Редакторы прямо заявляют, что намерены противостоять "нарастающему идейному и политическому мракобесию во всех его формах". На картине российских аналитических медиа "Горби" выглядит вызывающим исключением – как и его прототип на фоне других кремлевских царей и вождей.

Ольга Тимофеева – о журнале "Горби"

По действующим российским законам, редакция "Горби" не может напрямую дать интервью "нежелательному" Радио Свобода – это грозит возбуждением уголовного дела. Но мы побеседовали с заместителем главного редактора Ольгой Тимофеевой для нашего проекта Регион.Эксперт, выпускающегося в Эстонии. И хотя Регион.Эксперт тоже заблокирован в России, нас пока еще не причислили к "нежелательным организациям". Возможно, минюстовские цензоры опасаются таким причислением, наоборот, привлечь излишнее внимание к нашему небольшому вебзину и произвести эффект Стрейзанд. Мы в основном пишем о регионализме в России, а эта тематика для имперских властей "экстремистская" в принципе.

В. Штепа: "Горби" называет себя "журналом нового мышления". Как вы полагаете, эта доктрина М.С. Горбачева сегодня все еще актуальна или человечество вернулось к "старому мышлению"?

О. Тимофеева: Новое мышление актуально всегда, тем более не только Россия нуждается в колоссальных реформах, но и вся наша цивилизация требует апгрейда, что хорошо осознают и в Европе, и в Америке. Поэтому журнал и был затеян как проводник нового мышления, ведь главный смысл деятельности Горбачева был именно в реформаторстве.

Даже сухие документы проявляют реформаторский пыл Горбачева

Другое дело, что, стремясь к нему, он не всегда знал, как осуществить реформы, поскольку устройство советской системы не предполагало их формулирования и обсуждения. Это стало не только его личной драмой, но и драмой страны, обнадеженной переменами, но разочарованной отсутствием быстрых результатов. Поэтому один из самых интересных разделов журнала – это архивные публикации из Фонда Горбачева, раскрывающие истинное положение дел во властных коридорах, сложнейшую борьбу, которую приходилось вести Горбачеву для достижения намеченных целей. Секретные стенограммы, материалы подготовки к пленумам, закрытые обсуждения горячих проблем – все то, что кажется скучным по определению, на самом деле пылает такими страстями, что читается не хуже хорошего детектива. Надо сказать, что даже сухие документы проявляют реформаторский пыл Горбачева и сокрушают расхожее мнение о том, что от него пошли многие беды. По ним можно проследить его путь к убеждению в том, что страна нуждается в переСТРОЙКЕ, чтобы включиться в СТРОЙКУ нового мира.

То, что сегодня Россия живет с повернутой назад головой, не отменяет, слава богу, движения жизни. Неуклонность этого движения перечеркивает старое мышление, с какой бы настойчивостью оно ни внедрялось в мозг затюканных госпропагандой людей.

Что касается человечества в целом, то мне кажется, оно и слов таких не употребляет. Какое такое "старое мышление", если ученые уже воплощают кинофантастику, создавая роботов, способных превращаться в жидкость и снова восстанавливать форму? Конечно, это история из того будущего, в котором сомневаешься, глядя на громадные военные расходы. Наука, искусство, образование, медицина – всё то, что обеспечивает человеку жизнь, а не смерть, – у нас действительно накрыты старым мышлением. Тем не менее выход на новый уровень сотрудничества в решении общемировых проблем – это условие выживания нашей цивилизации. И поиск форм такого сотрудничества – одна из важнейших задач журнала "Горби".

– В своем последнем обращении к соотечественникам в качестве президента СССР в декабре 1991 года Горбачев выражал надежду на то, что демократия в стране победила необратимо и с холодной войной покончено навсегда. Почему, на ваш взгляд, эти надежды не вполне сбылись?

Роскомнадзор не дал зарегистрировать "Горби" на территории России

– Эти надежды вполне не сбылись, а холодная война превратилась в лютое сражение, но в декабре 1991 года именно у Горбачева были все основания надеяться на победу демократии и сближение с Западом. Он единственный из советских правителей отдал власть демократическим путем, и он лично участвовал в сломе "железного занавеса". Почему у него не хватило сил и решимости свою власть отстоять – это вопрос для анализа, в том числе и психологического.

Укорять его, перечисляя все ошибки и промедления, приведшие к двоевластию в стране, а потом и к сложению им президентских полномочий, непродуктивно для строительства демократического будущего, поэтому журнал, заглядывая в окно упущенных возможностей, анализирует многомерную игру 1991 года. Это не только открывает глаза на политические альтернативы, но и помогает выработать ходы, которые могут вновь вывести нас на путь демократических преобразований. Один раз общество отступило с поля перестройки, но пример Горбачева остался в истории, и его судьба предостерегает от худшего – ожидания неясного чуда, будь то демократия на блюдечке или жаркие объятья на обломках железного занавеса.

– Ваш журнал стал выходить примерно год назад. Как он был встречен современным российским обществом?

– Никак не был встречен. Роскомнадзор не дал зарегистрировать "Горби" на территории России как СМИ. Это бдительное ведомство потребовало от учредителя, человека известного и заслуженного, предоставить справку об отсутствии у него второго гражданства. Такие справки в России не выдаются.

Мы выходим тиражом 999 экземпляров, что сразу делает бумажную версию раритетом. Первый номер вышел в первую годовщину смерти Горбачева 30 августа 2022 года, на днях появился 11-й номер. Надо сказать, что сейчас общественность в лице ее лучших представителей, людей с незашоренным сознанием и развитым познавательным инстинктом, живо интересуется каждым из них. Читатели поняли, что это журнал не только "про Горбачева", что его эпоха, раскрытая в документах, составляет только часть, а вообще содержание шире и современнее. Демифологизация истории, противостояние мракобесию в политике, науке и искусстве, социология, художественное чтение, мемуары, прогнозы, угрозы приватности и гражданственности – темы неисчерпаемы, авторы отборны, приветствуются все жанры, кроме скучного.

Михаил Горбачев, 1991 год
Михаил Горбачев, 1991 год

– 1 августа 1990 года вступил в действие закон СССР о печати, который отменял всякую цензуру. Но в сегодняшней России она фактически восстановлена – какие-то идеи и даже слова могут стать причиной судебных преследований. Многие мои знакомые вообще перестали читать прессу, издающуюся в России. Как журналу "Горби" в такой ситуации удается публиковать аналитические статьи, расходящиеся с официальной точкой зрения?

– Во-первых, как я сказала, мы как малотиражное издание не являемся СМИ, во-вторых, нам легко разойтись с официальной точкой зрения, поскольку она просто отсутствует на те предметы, что интересуют нас. Не будем же мы называть ею те указы и постановления, которые в неимоверных количествах штампует Госдума. Даже если они там слышали лозунг зеленых "Будущее должно быть зеленым, а не грязным!", то им не под силу ответить на вопрос, как поменять образ жизни, чтобы человечество могло сохранить планету для потомков. И дроны их интересуют только на поле боя, а не как беспилотный транспорт, прилетающий по первому зову, когда случается авария. И их представления о том, как люди будут тратить сэкономленное на бытовых проблемах время, никак не связаны с ростом культурных потребностей, которые заботят нас.

Если говорить о политических рисках, то школа "Новой газеты", пройденная главным редактором Андреем Липским и другими немногочисленными сотрудниками, научила говорить правду, несмотря на… И это умение уже оценили читатели.

– Одним из главных итогов деятельности М. С. Горбачева, на мой взгляд, была разработка проекта нового, не имперского, а договорного государства. Как вы полагаете, возможно ли возрождение интереса к этому проекту в каком-нибудь будущем политическом цикле? Разумеется, уже не в масштабах бывшего СССР, а в смысле реальной федерализации самой России.

– Мне кажется, интерес к федеративному строительству сохранялся даже в самые имперские времена, поскольку довольно очевидно, что это самая подходящая организация для такой большой страны, как Россия. Поэтому Горбачев, столкнувшись с невозможностью единого администрирования на территории всей страны, в 1990 году предложил проект нового Союзного договора, с максимальным самоуправлением республик. Но подписанию этого договора о Союзе Суверенных Государств, даже опередившего по времени создание Европейского союза, как вы знаете, помешал путч и последующие события. Не случись этого, возможно, сейчас бы мы занимались строительством нового мира, а не сопротивлялись агрессивному возрождению старого.

Возможна ли в свободной России реальная федерация? Если возникнет настоящая политическая конкуренция, то шансы будут. Опасность в том, чтобы региональная политика не стала, как в 1990-е годы, лишь инструментом в достижении лидерами личных коррупционных целей, а отражала бы гражданские интересы жителей различных регионов.

Писатель Борис Акунин сравнивает разницу мировоззрений "уехавших" и "оставшихся" россиян с расколом льдины. Однако в журнале "Горби" публикуются и те, и другие, и какой-то грани между их взглядами не чувствуется. Наверное, историков, социологов, философов объединяет универсализм "нового мышления", которое действительно не знает географических границ.

Путин тоже любит "шутить", что "граница России нигде не заканчивается". Но это принципиально другое понимание "безграничности". Для империи отсутствие границ означает попытки территориальной экспансии, нарушающей все нормы международного права. А для независимых интеллектуалов, живущих в разных странах, это возможность свободного диалога, в котором проявляется "солидарность народов в решении глобальных проблем человечества" (фраза из горбачевского проекта нового Союзного договора).

Например, "иностранный агент" Андрей Колесников размышляет на страницах "Горби" о том, как выйти из режима "гибридного тоталитаризма", в котором оказалась нынешняя Россия. А новосибирский антрополог Роман Шамолин полагает: "Простой возврат к "довоенному" формату существования окажется принципиально невозможным. Потребуется переустановка практически всей идейной и ценностной базы человечества, с явным приоритетом универсальных идей перед локальными. Такие понятия, как "народ", "нация", "суверенное государство" и "религиозная традиция", перестанут обладать значимой исторической стоимостью". Что ж, может быть, "из глубины сибирских руд" виднее?

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG