Автозаводу Ford в России только что отменили таможенные льготы. Как «не выполнившему обязательства по локализации» производства. С теми же проблемами могут столкнуться и другие зарубежные компании, готовые в ближайшие годы построить здесь свои заводы. Ford Motor просто была первой из них.
Постановление правительства ( N 166 от 29 марта 2005 года), на котором строится вся нынешняя политика привлечения в Россию зарубежных автомобильных компаний, прямо устанавливает: в течение первых 4 лет работы их российских заводов локализация производства, то есть местная его составляющая, должна быть доведена до 30%. Если такое обязательство принимается, компании могут в это время ввозить импортные комплектующие беспошлинно или по минимальным ставкам – до 3%. Завод компании Ford , будучи первым их таких, получил подобные льготы гораздо раньше, по отдельному соглашению, подписанному еще в 1999 году. Оно предусматривало, в частности, что уже через пять лет после открытия завода, то есть к 2007 году, производство должно быть локализовано на 50%. Теперь, за год до этого срока, Северо-Западное таможенное управление заявило, что промежуточный, 40%-ый уровень локализации производства, компанией не выдержан, а потому она лишается прежних таможенных льгот. В ответ представители Ford Motor утверждают, что располагают подтверждением выполнения этого обязательства, выданным правительством России совсем недавно – 18 мая. И приводят даже регистрационный номер правительственного документа...
Рассчитывали на совместные производства
С проблемами локализации производства может столкнуться любая зарубежная автомобильная компания из тех, которые уже заявили о планах строительства в России своих сборочных заводов. Дело не только в неприемлемом для них качестве большинства комплектующих, производимых местными компаниями. Не спешат пока обосноваться в России их зарубежные конкуренты – традиционные поставщики комплектующих европейских, американских или азиатских автомобильных компаний. «На мой взгляд, авторы 166-го постановления изначально рассчитывали именно на приход в Россию зарубежных производителей автокомпонентов, которые создавали бы здесь совместные предприятия с российскими партнерами, - говорит аналитик инвестиционной группы «АТОН» Татьяна Капустина. – Только за счет российских производителей достичь уровня локализации, предусмотренного 166-ым постановлением, просто нереально». Если так, то разрыв во времени между пуском в России сборочного завода зарубежной компании и его выходом на «проектную локализацию» явно может выйти за сроки, предусмотренные постановлением. «Не поедет телега впереди лошади, - иронизирует аналитик финансовой корпорации «Уралсиб» Вячеслав Смольянинов. – Сначала в страну должны прийти автосборщики, а уже потом – их поставщики».
Именно так развиваются сегодня крупнейшие проекты Toyota , Peugeot , Volkswagen , Citroen , Hyundai или ее подразделения Kia в странах Центральной и Восточной Европы. Здесь уже работают или строятся сборочные заводы, каждый из которых рассчитан на выпуск нескольких сотен тысяч автомобилей в год. А под такие перспективы в этом, весьма компактном регионе, спешат обосноваться и поставщики комплектующих. Их и зазывать специально не надо, а если еще и льготы им предоставить, как в Словакии или Чехии...
В Санкт-Петербурге, например, местные власти, гордо называющие теперь город «российским Детройтом», о таких специальных льготах только задумываются. Из проектов в России с участием ведущих зарубежных производителей автокомплектующих пока называются единицы: американская Tenneco выпускает в Тольятти глушители, в Санкт-Петербурге американская Johnson Con trols делает сиденья для местного завода Ford , американская Delphi , крупнейшая в этой индустрии в мире, производит детали электрооборудования в Саратове, а в Самаре немецкая Bosch выпускает свечи зажигания.
Ждать несколько лет?
Все заявленные на сегодня будущие сборочные заводы в России зарубежных автомобильных компаний, вместе взятые, будут выпускать не более 350 тысяч автомобилей в год. Для сравнения: в Словакии, Польше или Чехии столько или чуть меньше производится на одном из заводов любой зарубежной компании. То есть даже таких объемов может не хватить, чтобы всерьез заинтересовать зарубежных производителей комплектующих. Конечно, мощности сборочных заводов могут быть впоследствии увеличены, но это - вопрос времени. «Уже через 2-3 года, на мой взгляд, объемы выпуска в России зарубежных автомобилей могут составить полмиллиона в год и даже больше, – говорит Татьяна Капустина. – А это – серьезные объемы для любого зарубежного производителя комплектующих». Проблема в том, что через 2-3 года новые автосборочные заводы в России уже заработают, начав обратный отсчет времени действия таможенных льгот, а производители комплектующих могут лишь планировать организацию здесь собственного крупного производства. Некоторые, правда, задумываются о нем уже сегодня: канадская компания Magna , как сообщили на днях представители правительства Санкт-Петербурга, подала заявку на приобретение здесь земельного участка для строительства завода, где производство планируется начать с деталей кузова и салона, коробок передач.
Для производства зарубежных комплектующих в России есть еще один значимый фактор – вторичный их рынок, замечает Вячеслав Смольянинов: «Сегодня продажи новых иномарок в России растут очень высокими темпами, соответственно, через несколько лет спрос на запчасти для их ремонта может увеличиться в разы».