Русское поле скудеет

Пессимизм экспертов в отношении нового урожая зерна объясняется погодой и экономией

С начала июля в России, как и во всем мире, начался новый сельскохозяйственный год. Согласно прогнозу правительства, урожай зерна этой осенью составит от 85 до 90 миллионов тонн — это существенно меньше, чем год назад. Тогда в России было собрано более 108 миллионов тонн зерна, что стало рекордным показателем за последние пятнадцать лет.

Насколько ожидания министерства сельского хозяйства совпадают с оценками экспертов, в интервью Радио Свобода рассказывает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский:


— В целом мы согласны с прогнозом правительства, но не исключено, что урожай окажется еще ниже. Сейчас в целом ряде регионов наблюдаются очень серьезные погодные риски, которые глобально затрагивают перспективы урожая. При этом основной вклад в эти риски вносит даже не то, как складывается погода, а то, что мы снизили технологический уровень по отношению к прошлому сезону — из-за кризиса, в основном. То есть, в обработку почвы вложено меньше средств — а чем меньше вкладываешь, тем чаще "срабатывают" погодные риски. Нынешний сезон это наглядно демонстрирует: погода не благоприятствует, что сразу серьезно сказывается на результатах. Поэтому в последнее время оценка валового сбора довольно пессимистична.


— В каких регионах России ситуация особенно неблагоприятна?


— Погода еще не все сказала, надо подождать. Но в целом сейчас наиболее критичная ситуация в Поволжье.


— Эксперты отмечают, что зерно нового урожая, уже поступающее на рынок, способствовало дальнейшему снижению цен. Насколько благоприятной для сельхозпроизводителей будет конъюнктура внутреннего зернового рынка в наступившем сезоне?

Я бы, на самом деле, на месте крестьян не горячился и придержал бы зерно у себя, не продавая — думаю, есть шансы на то, что ситуация исправится

— Ну, пока это касается ячменя, поскольку он убирается в первую очередь и с полей поступает на рынок. И цены там сегодня, конечно, сложились низкие. Я бы, на самом деле, на месте крестьян не горячился и придержал бы зерно у себя, не продавая — думаю, есть шансы на то, что ситуация исправится. Многое, конечно, будет зависеть от того, какие решения примет правительство, какие действия на рынке будет предпринимать. В случае поддержки со стороны государства мы можем дождаться неплохих цен.


— Каких решений по поддержке российских производителей зерна вы ожидаете?


— На наш взгляд, нужен целый комплекс инструментов по продвижению зерна на экспорт. И, в первую очередь, надо было бы наконец принять решение по субсидированию экспорта. Это был бы наиболее эффективный способ поддержания цен на зерно на внутреннем рынке.


— Не приведет ли сокращение урожая к снижению экспортного потенциала страны?


— Если говорить об объемах экспорта, то они весьма значительны, мы оцениваем их минимум в 15-16 миллионов тонн, а, может быть, и больше. У нас внушительные переходящие запасы зерна, по сравнению с прошлым сезоном они выросли более чем в два раза. Учитывая их, даже при резком снижении валового сбора зерна по отношению к 2008 году мы все равно будем обладать значительным экспортным потенциалом.