Евкурову лучше, Ингушетии - нет

Заверения властей о скорой стабилизации обстановки в Ингушетии экспертов не убеждают

В Ингушетии задержана группа лиц, которая может иметь отношение к покушению на президента республики Юнус-Бека Евкурова, сообщил глава МВД России Рашид Нургалиев.

По словам министра, группу задержали по другому делу, но проверяют и на причастность к покушению на Евкурова.

Кортеж президента Ингушетии был взорван смертником 22 июня. Исполняющий обязанности главы республики Рашид Гайсанов на встрече с прессой сообщил, что Евкуров чувствует себя лучше:

- По информации врачей, состояние президента улучшается. Ориентировочно недели через две с ним уже позволят общаться.

Обстановка в Республике Ингушетия и на ее границе с Чеченской Республикой остается сложной. Боевики предпринимают вооруженные вылазки против милиционеров, предпринимателей, обычных мирных жителей. Есть убитые и раненые.

При этом Рашид Гайсанов утверждает, что ситуация в республике находится под контролем и обстановка непременно стабилизируется. Обозреватель газеты "Время новостей" Иван Сухов его оптимизма не разделяет:

- Ситуацию очень осложняет то, что все это дело окрашено в религиозные тона. Как бы успешно ни развивалась антикоррупционная кампания, пропагандистская кампания со стороны государства, конкурировать с религией и религиозными лидерами всегда очень тяжело и почти безнадежно.

Однако исполняющий обязанности президента Ингушетии Рашид Гайсанов убежден, что покушение на Евкурова еще более сплотило ингушский народ:

- Преступники, взявшие в руки оружие, имеют целью деморализовать население, власть. Юнус-Бек Евкуров снискал любовь народа, и это покушение вызвало обратный эффект: возникло реальное сплочение различных сил общества.

Член правления правозащитного общества "Мемориал" Александр Черкасов подтверждает слова Гайсанова:
Ситуация в России, ситуация на Кавказе - штука серьезная, что называется - на всю жизнь. Любые обещания решить все через неделю, через месяц, через полгода ничего не стоят

- Евкуров сделал достаточно много для того, чтобы отделить контртеррор, то есть действия силовиков против вооруженного подполья, от насилия неизбирательного. Евкуров попытался сделать, чтобы власть воспринималась не как один из источников угрозы безопасности людей, может быть, более серьезный, чем подполье, а как защитник. Обстановка сильно изменилась. Были привлечены многие ранее оппозиционные деятели, правозащитники к тому, чтобы наладить общественный контроль за контртеррором. Да, по-прежнему происходят похищения людей, но Евкуров очень много сделал для того, чтобы все видели - он с этим борется. Он прекратил бесконтрольные операции боевиков из соседних республик. Он встречался с родственниками похищенных. Это принесло определенное доверие. После покушения на Юнус-Бека Евкурова и после заявления Рамзана Кадырова, что теперь ему поручено руководить силовыми действиями в Ингушетии, очень многие эксперты говорили, что это катастрофа.

При этом Александр Черкасов, как и Иван Сухов, не разделяет оптимизма официальной Ингушетии по поводу скорой стабилизации обстановки:

- Ситуация в России, ситуация на Кавказе - штука серьезная, что называется - на всю жизнь. Любые обещания решить все через неделю, через месяц, через полгода ничего не стоят.