Фиксированная ставка с двойным дном

Депутат Госдумы Павел Медведев

Российская Государственная дума в ближайшее время может рассмотреть законопроект, запрещающий коммерческим банкам в одностороннем порядке изменять процентные ставки по ранее выданным физлицам кредитам. Соответствующую поправку в закон "О банках и банковской деятельности" внес председатель комитета палаты по финансовому рынку Владислав Резник.

Мораторий на изменение ставок, как ожидается, не будет распространяться на кредиты юридическим лицам и индивидуальным предпринимателем. Но для частных лиц, подпадающих под действие законопроекта, выигрыш далеко не однозначен, полагает депутат Государственной думы, член комитета по финансовому рынку Павел Медведев:


— Боюсь, эта поправка имеет очень популистский вид и, как во всяком решении, в ней есть двойное дно. Человеку, который взял кредит, естественно, ужасно не хочется, чтобы его заставили платить больше, чем он предполагает. Но это могут сделать лишь в том случае, если это разрешено договором. Смысл поправки — в том, чтобы слова о возможности изменения ставки признавались ничтожными или же не могли присутствовать в договоре.


Давайте попытаемся понять, какими могут быть последствия такого решения. Некоторые кредиты выдаются на долгий срок. Предположим, что кредит на покупку квартиры выдается в момент, когда деньги стоят дешево. Тогда банк выдает деньги задешево и пишет в договоре, что если деньги подорожают, то он поднимет ставку. Если банк может записать такие слова в договоре, то он готов сегодня выдать деньги по низкой ставке. Если же банк такие слова записать не может, то он, предполагая, что за долгий срок существования ипотечного кредита средства могут подорожать, уже сегодня должен ставку поднять очень высоко.

Банки повышают ставки только тогда, когда это разрешено договором. Если банк повышает ставку, когда этих слов в договоре нет, то гражданин, прежде всего, должен обратить внимание банкиров на ошибку

Мне кажется, что эта поправка только в первом приближении выглядит полезной клиентам банка. В долгосрочной и даже в среднесрочной перспективе она, безусловно, вредна. Боюсь, желание оградить человека от опасности приведет к тому, что с этой опасностью он столкнется со стопроцентной вероятностью — деньги в банке будут стоить дорого с самого начала.


Банки повышают ставки только тогда, когда это разрешено договором. Если банк повышает ставку, когда этих слов в договоре нет, то гражданин, прежде всего, должен обратить внимание банкиров на ошибку, а потом, при необходимости, идти в суд. Но если эти слова в договоре есть, и человек под ними подписался, то он что-то имел в виду. Нельзя сначала подписаться, а затем сказать "вы знаете, я передумал".


Нужно учить людей читать договоры, альтернативы этому нет. Всякий раз, когда человек что-то подписывает, он должен знать, что берет на себя ответственность. Если гражданин, подписывая какой-то текст, не может понять там хотя бы одно слово, он должен остановиться и спросить у того, кто понимает. Нельзя подписывать, не понимая. Но если договор подписан, его нужно выполнять.