Ирану обещают трудный год

В Иране не прекращаются уличные беспорядки.

В Иране продолжается противостояние властей и оппозиции: приходят сообщения о новых столкновениях участников уличных манифестаций с полицией и о новых арестах оппозиционных политиков. Уходящий год, считают эксперты, был для Ирана трудным, и следующий будет не легче.

Напомним, в июне в Иране состоялись президентские выборы. На пост главы государства претендовали 4 кандидата. Основная борьба развернулась между президентом-консерватором и реформатором Мирхоссейном Мусави. По официальным данным, победил действующий президент Махмуд Ахмадинежад. Оппозиция отказалась признавать официальные результаты выборов, в Тегеране и других городах Ирана начались массовые демонстрации и столкновения с полицией. Члены некоторых оппозиционных партий были арестованы.

Ситуация в Иране начала вновь обостряться в прошлую среду, когда сторонники оппозиции собрались в городе Исфахане на церемонию памяти скончавшегося 20 декабря аятоллы Хосейна Али Монтазери, который считался одним из критиков иранских властей. Позиция Али Монтазери для иранского общества была исключительной, сообщает Norooz. Последние полгода аятолла настаивал на том, что начавшиеся уличные протесты были демократическим волеизъявлением иранского народа (по официальной версии, озвучиваемой в СМИ, протесты в Иране инспирированы и поддерживаются Западом). Кроме того, Али Монтазери уже не в первый раз выступил с критикой Исламской республики (несмотря на то, что был одним из ее основателей тридцать лет назад). Монтазери заявлял, что "лицо сил безопасности при Исламской республике хуже, чем лицо полиции при шахе Пехлеви". За критику духовного лидера Ирана - аятоллы Али Хаменеи - Монтазери побывал под домашним арестом.

Следующий день после смерти аятоллы, 21 декабря, лидеры иранской оппозиции Мир-хоссейн Мусави и Мехди Каруби объявили днем всеобщего траура. Выражая соболезнования родным покойного, Мусави сказал, что ушедший аятолла "умел заинтересовать молодежь вопросами религии", а Мехди Каруби добавил, что аятолла был прежде всего великим ученым, который "помог аятолле Хомейни свергнуть чудовищный режим шаха в 1979 году".

Однако, несмотря на высокий статус, центральная пресса не сообщила о кончине аятоллы на первых страницах. Как утверждает оппозиционный сайт Radiozamaaneh.com, СМИ Ирана было приказано представить аятоллу провокатором, критиковавшим исламскую революцию. Похороны Монтазери 21 декабря хотя и сопровождались беспорядками, но они не переросли в массовые. А 23 декабря аятолла Тахери предложил провести церемонию памяти Али Монтазери. Однако в назначенный час собравшиеся обнаружили закрытые двери мечети.

Как утверждает свидетель событий, член комитета по правам человека студенческой группы "Адвар Тахким" Рашид Эсмаили, собравшиеся стали расходиться по ближайшим улицам, повторяя молитвы в честь Монтазери, а также лозунги "Монтазери хотел смерти этому диктаторскому режиму". В это время на них напала группа людей в гражданской одежде и стала избивать при молчаливом присутствии полиции. Прилегающие улицы были блокированы армией. В итоге около 50 человек были арестованы.

Студенческие акции памяти Али Монтазери прошли затем в Тегеране и во многих других городах Ирана. Новые крупные
В то время как оппозиционные сайты сообщали о погибших и раненых, официальные СМИ Ирана попытались выдать событие за "крупную манифестацию против Израиля и США".
столкновения манифестантов с полицией начались 27 декабря в городе Ашура. В то время как оппозиционные сайты сообщали о погибших и раненых, официальные СМИ Ирана попытались выдать событие за "крупную манифестацию против Израиля и США". Однако уже 28 декабря официальное телевидение было вынуждено признать смерть 15 человек в ходе акций оппозиции. Правда, СМИ сообщили, что "силы правопорядка не несут за это ответственности, поскольку речь идет о процессе, срежиссированном провокаторами".

Как и в июне, одним из основных каналов информации для манифестантов стал сервис микроблогинга Twitter.

Напомним, в июне иранское правительство заблокировало мобильную связь и услуги СМС внутри страны. Были также заблокированы радио- и телевещание извне, популярные вебсайты. Иностранным журналистам запретили выходить на улицы, передавать материалы, снимать на видео или фотографировать массовые демонстрации в Иране. Единственным оружием борьбы против информационной цензуры были кибер-атаки. Каналом связи для протестующих стала социальная сеть Twitter, которую власти не в состоянии были контролировать. Twitter помог поднять демонстрантов, организовать их, через эту сеть распространялась информация, международные отклики и заявления лидеров реформистов, у которых не было доступа к государственным средствам массовой информации. Иранские демонстранты распространили в Твиттере текст под заголовком "Кибер-война против иранских выборов для начинающих", чтобы помочь остальным участвовать в сетевых протестах. Пособие также содержит советы, как сделать, чтобы спецслужбы не узнали пользователя по логину и IP-адресу, как вычислить правительственных агентов, скрывающихся в Твиттере под видом оппозиционеров.

В понедельник 28 декабря пользователи Твиттера сообщают о применении слезоточивого газа против людей, собравшихся в Тегеране, Исфахане, других городах. В Тегеране полиция блокировала центральные улицы города. Прекращают работу некоторые университеты. Так, на два дня закрыт университет в городе Газвин с целью пресечь студенческие беспорядки.

По сообщениям иранского блогера @khorshid3, не менее 550 арестованных демонстрантов отправлены в иранскую тюрьму Эвин. Среди арестованных есть и духовные лица - члены Ассамблеи духовных ученых города Ком. Пользователь Марьям Раджави с удовлетворением отмечает, что среди протестующих все больше женщин; их также арестовывают. Критики упрекают демонстрантов за отсутствие цели и программы. "Это не интифада, не борьба за гражданские права; это революция против жестокой теократии", - пишет в ответ @SetarehSabety.

Возмущение блогеров вызвало то, что из больниц исчезли тела погибших в ходе акций протеста в субботу и воскренье, включая тело племянника одного из лидеров оппозиции Мирхоссейна Мусави. "Поскольку правительство украло тела из больниц, мы помянем мучеников в тех местах, где они были преданы пыткам и смерти", - пишет lysssandros.

Пользователь @omidhabibinia разместил ссылку на адрес резиденции аятоллы Хаменеи. Правда, предупреждает блогер, дом окружен кордоном полиции. Некто SecretiveArmy и вовсе выступил с сенсационным сообщением: российский президент Дмитрий Медведев
"Российский президент Дмитрий Медведев уже заявил о том, что готов предоставить политическое убежище аятолле Хаменеи и президенту Махмуду Ахмадинежаду" ...
уже заявил о том, что готов предоставить политическое убежище аятолле Хаменеи и президенту Махмуду Ахмадинежаду. Эта ирония (подобных сообщений с российской стороны пока не поступало) связана, вероятно, с тем, что иранские демонстранты не одобряют роли России, находящейся в хороших отношениях с нынешним руководством Ирана.

Как сообщил корреспонденту РС иранский студент Эльяс Йемрели, в ноябре демонстранты группы "13 Aban" проводили свои акции перед российским посольством, скандируя "Покончим с Россией!". Звучали даже призывы штурмовать здание посольства.

"Поиск внешних врагов вместо стремления найти корень проблем внутри страны, а также акты бессмысленного насилия (демонстранты разбивали витрины магазинов, устраивали поджоги) отвратили меня от этого движения. Я думаю, что в иранском обществе в целом оно также потеряло значительную часть поддержки из-за этих погромов", - утверждает Эльяс Йемерели. По его словам, движение "зеленых революционеров", заметное в вузах Тегерана, не очень распространено среди студентов университетов других регионов – в университете Фирдоуси в Машдаде, например, подобно другим вузам, только 100 студентов из 1800 относят себя к "зеленым".

Сами "зеленые" через Твиттер сообщают, что всего их численность в стране составляет не менее миллиона человек, требования которых невозможно игнорировать.


На видео: Столкновения на площади Вали Аср, Тегеран , 27 декабря 2009

По словам аналитика, обозревателя Радио Свободная Европа/Радио Свобода Гюлназ Исфандери, минувший год стал одним из тяжелых и напряжённых в современной истории Ирана.

- Сейчас, спустя шесть месяцев после выбоов, мы наблюдаем, что всё еще существуют негативные настроения, волнения масс продолжаются. В этом контексте последним самым важным событием в Иране стала кончина духовного лидера "Движения зеленых" Хосейна Али Монтазери, – говорит Гюлназ Исфандери.

Тридцать лет назад Монтазери был соратником вождя исламской революции аятоллы Хомейни. Одно время его даже называли возможным преемником Хомейни. В новейшей же истории Монтазери стал одним из тех, кто поддержал антиправительственные выступления оппозиции, объединившейся в "Движение зеленых".

Люди, протестовавшие на улицах Ирана против искаженных, по их мнению, результатов выборов, требовали: "Мы хотим, чтобы наши голоса были учтены! Люди должны иметь слово в стране!".

"Движение зеленых" появилось в результате недовольства иранского народа результатами выборов. Сегодня, по словам экспертов, оппозиция, объединившись в это движение, превратилась в мощную силу, с которой властям придется считаться. За полгода движение сильно эволюционировало и видоизменилось, говорит Гюлназ Исфандери:

- Если посмотреть на уходящий год, видно, что люди смогли противостоять тому натиску, который был обрушен со стороны властей. Движение, созданное народом, обратило внимание зарубежных стран на то, что население Ирана не согласно с действиями властей. Прошла трещина в отношениях между правящей элитой и народом, большинство которого, как выяснилось, не поддерживает политику властей – как на внутренней, так и на международной арене. Думаю, это одно из главных достижений народа. Это очень важно. Ведь молодежь, которая вышла на улицы Ирана, теперь воспринимается как сила, которую власти не смогли подавить. И эти настроения будут продолжать крепнуть. Ведь теперь в протестном движении – не только молодые. Тут и молодежь, и старшее поколение, и мужчины, и женщины. Сегодняшние настроения людей подтверждают, что иранское руководство пока не в силах справиться с оппозицией.


На видео: Протестующие захватили члена добровольной милиции Басиджи

Однако аналитик Мохсен Сазегара, один из критиков режима в Иране, считает, что пока говорить о будущем "Движения зеленых" трудно:

- Все что угодно может случиться с главными актерами на сцене: разные события происходят в политике одновременно, - указывает Мохсен Сазегара.

Несмотря на внутреннюю нестабильность, Тегеран продолжает работать над своей ядерной программой. О ней было объявлено около пяти лет назад. В Иране шли масштабные исследования в ядерной области. Заявленная цель – производить электроэнергию. Но, по мнению экспертов, не менее важная цель – суметь при необходимости создать ядерное оружие. Аналитики считают, что пока Тегеран не готов перейти к созданию оружия, однако стремится стать одной из 8 стран, которые имеют опыт в этой сфере.

В начале 2009 года международное сообщество еще не знало о планах Ирана построить ряд заводов по обогащению урана. Однако уже осенью стало известно, что в стране действует секретное предприятие. Сразу после того, как факт наличия еще одного завода по обогащению урана подтвердили наблюдатели МАГАТЭ, в качестве альтернативы западные державы предложили Ирану отправлять уран, который необходим стране для производства энергии, для дообогащения в Россию. Однако Тегеран не согласился принять такой вариант. А после многочисленных выступлений лидеров западных стран и угроз в адрес Ирана Тегеран объявил о строительстве еще десяти предприятий по обогащению урана на территории страны. Заявление последовало вслед за резолюцией Совета управления МАГАТЭ с резкой критикой в адрес иранской ядерной программы. Тогда же США предупредили Тегеран, что строительство заводов по обогащению урана станет нарушением международного права.

Независимый эксперт Амир Тохири убежден, что, с технической точки зрения, все приготовления Ирана дадут ему возможность произвести ядерное оружие, однако до этого еще далеко:

- Сегодня уран в Иране обогащается на уровне не более 5 процентов, в то время как необходимый уровень обогащения урана для создания бомбы должен достигать 95-97 процентов. Это возможно при увеличении числа центрифуг, то есть оборудования, с помощью которого обогащается уран. У Ирана сейчас восемь тысяч центрифуг. В случае, если это количество достигнет 40-50 тысяч, страна в течение нескольких недель сможет получить компоненты для создания ядерного оружия. Другой вопрос – транспортировка готовых боеголовок. Исламская республика не имеет самолетов для их перевозки, хотя пытается произвести ракеты, способные нести ядерные заряды. Решение этой проблемы потребует многих лет работы, – объясняет Амир Тохири.

Гюлназ Исфандери прогнозирует:

- Вероятно, в следующем году международное давление на Иран из-за его ядерной программы будет сильнее. Однако я думаю, что страна даже в этом случае не изменит своих позиций.

Исфандери считает, что следующий год будет не менее насыщенным для Ирана – как во внутренней политике, так и в отношениях с западными странами. Тегеран и Запад не смогут обойтись без угроз, и, скорее всего, будут введены санкции против Ирана. Что касается ситуации внутри страны, то настроения людей не изменятся и массовые протесты будут продолжаться. Исфандери убеждена, что власти попытаются подавлять новые волнения, однако делать это будет все труднее, поскольку недовольство населения нарастает.