Умерла Марина Салье

Марина Салье, 2010

Стало известно о смерти политика Марины Салье. В 2010 году она прервала десятилетнее молчание, рассказав Радио Свобода о расследовании, проведенном ею в начале 90-х.

Прощание пройдет в Петербурге в субботу 24 марта в 12:00 в большом зале крематория.

Марина Салье была главой комиссии Санкт-Петербургского горсовета, которая анализировала деятельность председателя комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга Владимира Путина ("доклад Салье").

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Марина Салье. Десять лет спустя



С тех пор Марина Салье неоднократно выступала в эфире Радио Свобода. Кроме того, она была нашим блогером, и ее дневниковые записи традиционно вызывали острую дискуссию, в которой она живо участвовала. Сегодня публикуем последний пост Марины Салье - о необходимости Учредительного собрания. 4 февраля Марина Салье выступила на митинге "За честные выборы" в Петербурге.

О Марине Салье вспоминает бывший заместитель председателя комитета по продовольствию исполкома Ленсовета Леонид Добровольский:

- Не стало Марины Евгеньевны, и это настоящая глубокая боль, с которой придётся жить, во всяком случае мне, до конца. За это время с момента публикации её первого интервью в 2010 до дня выборов президента России, особенно на завершающем этапе избирательной компании, она буквально сжигала себя и сгорела. Слабое для нас утешение - это то, что она прожила это время полной жизнью, отдавая полностью свой интеллектуальный и эмоциональный потенциал борьбе за свободу, за либерально-демократические ценности, которым она была абсолютно предана, за будущее России, которого достойна эта великая страна.

Она пришла в политику полностью состоявшимся человеком. По меркам советского времени она достигла максимально возможного жизненного успеха. Она не была "кабинетным" геологом, прежде, чем стать доктором геолого-минералогических наук, она протопала своими ногами не одну тысячу километров в геологических партиях, сохранив при этом свой природный аристократизм и интеллигентность. В политике она не искала ни денег, ни властных кабинетов, ни популярности. Напротив, она добровольно взвалила на себя ответственность за благополучие ленинградцев в самый, наверное, тяжёлый после войны период в жизни города - тяжелейший продовольственный кризис 1990-1993 гг, прекрасно сознавая, что для множества обывателей станет своего рода жупелом, что именно её будут винить и за продовольственные талоны и за трудности с продуктами питания, в целом. Она пошла на это, поскольку понимала, что именно продовольственная проблема являлась самой важной в тот момент времени.

В своих убеждениях она была абсолютно бескомпромиссна. Марина Евгеньевна одной из первых увидела и поняла надвигающуюся угрозу реванша, угрозу потерять для России шанс встать реально на демократический путь развития, угрозу стать страной тотальной коррумпированной бюрократии. И она делала всё, что было в её силах, в борьбе с этими угрозами. Последние годы её жизни прошли в деревенской глуши, без элементарных бытовых удобств, привычных для городского человека, но она не унывала: наслаждалась красотой природы, общением с местной интеллигенцией, радовалась редким визитам близких друзей и родственников. Она писала книгу воспоминаний, но политические события последних месяцев были для неё важнее всего, и книга осталась недописанной. Я знаю достаточно много реальных людей, которые благодаря блогам Марины Евгеньевны на сайте радио "Свобода" по-новому взглянули на происходящее в стране и заняли определённую гражданскую позицию. Она сделала максимум того, что могла сделать, и её услышали. Я счастлив своему знакомству с этой великой женщиной и настоящей подвижницей.Светлая ей память, - вспоминает Леонид Добровольский.

О смерти Марины Салье стало известно изданию "Фонтанка.ру". По данным сетевой газеты Марина Евгеньевна скончалась утром 21 марта от инфаркта. Марина Салье - ученый, политик, бывший депутат Ленсовета. В свое время она возглавляла Свободную демократическую партию России, в последнее время была членом Партии народной свободы (ПАРНАС).

Как рассказала корреспонденту Радио Свобода Анастасии Кириленко председатель Совета Лиги избирательниц Санкт-Петербурга Татьяна Дорутина, Марине Салье стало плохо накануне, и ее госпитализировали. Врачи диагностировали инфраркт. Марину Салье 20 марта перевели из реанимации в обычную палату. "Я разговаривала с ней вчера вечером (20 марта), и она довольно бодро себя чувствовала", - сказала Татьяна Дорутина.

Для Татьяны Дорутиной Марина Салье - и учитель, и мудрый политик, и близкая подруга. Вот что она рассказала корреспонденту РС Татьяне Вольтской

– Она опережала свое время. Помню, когда только была создана свободная демократическая партия, она говорила, что необходимо заниматься судом над КПСС. Если бы это случилось тогда, сегодня у нас бы не называли Сталина хорошим менеджером, не было бы во власти столько силовиков и чекистов, не было бы, возможно, и Путина во главе страны. Она говорила о мафии и коррупции, когда вообще об этом никто еще не говорил. Собрала все документы по коррупции в нашем правительстве. Если бы тогда были расследованы эти дела, у нас сегодня была бы другая страна.

– Вы, наверное, знаете, как жилось Марине Салье в деревне.

– У нее всегда там были родственники, друзья – из Москвы, из Петербурга, близлежащих деревень. Иногда летом собиралось по 20-30 человек. Она соблюдала свои хорошие семейные традиции. Каждый раз накрывался стол, ставились хорошие тарелки, салфетки. Никогда не было так, чтобы садились за стол просто перекусить. Садились за стол поесть и поговорить, – вспоминает Татьяна Дорутина.

Бывший председатель Ленсовета Александр Беляев рассказал в интервью Радио Свобода:

- Что сказать, кроме соболезнований родственникам? А также соболезнований всему демократическому движению и города, и страны. Марина Евгеньевна была видным деятелем демократического движения, мы называли ее "бабушка российской демократической революции". Мы были с ней очень близки, работали вместе еще до Ленсовета - в Ленинградском народном фронте, в создании которого она активно участвовала. А до этого был союз либеральных демократических организаций, еще с 1987 года. Я очень ценил Марину Евгеньевну, старался внимательно относиться к ее мнению. И даже в последние месяцы, когда она уже часто болела, в декабре она приехала в Петербург, чтобы проводить здесь активную работу по мобилизации людей за честные выборы. И выступила на митинге, не говоря об информационной активности. Это тяжелая утрата для всех.

Соболезнования родным выразил политик Михаил Прохоров. Незадолго до смерти Марина Салье адресовала ему письмо, которое впоследствии близкие передали для публикации на Радио Свобода:

- Вчера я получил письмо Марины Салье. Вместе с известием о ее смерти.
Хочу прежде всего выразить соболезнование родным и близким Марины Евгеньевны и всем тем людям, которым она была дорога.

Мы познакомились в последние месяцы ее жизни — сначала заочно, в интернете, где она поддерживала меня, а потом встретились в Санкт-Петербурге. И теперь вот это последнее письмо, которое — так уж распорядились жизнь или смерть — адресовано мне. "Со своей стороны я ни на что не претендую, кроме одного — ответа на это послание", — так Марина Евгеньевна заканчивает свое письмо. Честно скажу — вчера, когда я прочел его, я не сразу знал, что ответить, так как очень трудно найти нужные слова. Да и что в словах? Ведь единственное, о чем она просит, теперь как раз не в моих силах.

Читая вчера письмо, я думал о том, что Марина Евгеньевна — настоящий политик. Трагические обстоятельства перевели ее просьбу в разряд невыполнимых. На это письмо просто невозможно ответить формально. Но оно написано. И теперь звучит как ее политическое завещание. Так что письмо требует от меня намного больше, чем просто написать ответ. Это та ответственность, которую возложили на меня люди, "вписавшиеся" за меня. Марина Салье, по сути, напомнила об этом. Смерть придала ее посланию особую политическую силу и глубину. Так получилось.

Соответствовать этому непросто. И непросто получать такие письма и терять таких искренних сторонников. А Марина Салье была очень искренний человек и очень твердый в своих убеждениях политик. Безмерно жаль, что мы не сможем теперь обсудить с ней ее предложения и сверить свои позиции. Осталось несколько ярких высказываний в мою поддержку, постов в блогах и вот это письмо. Я сделаю все от меня зависящее, чтобы ответить на ее послание, — единственно возможным теперь способом. Я буду действовать.

Спасибо Вам, Марина Евгеньевна, за поддержку и веру.

И светлая Вам память, - написал Михаил Прохоров на своем официальном сайте.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Марина Салье: Почему я уехала в деревню


Основатель партии "Яблоко" и лидер фракции "Яблока" в Заксобрании Петербурга Григорий Явлинский заявил в связи с кончиной Марины Салье:

"Это, безусловно, большая потеря. Марина Салье была искренним политиком. Она позволяла себе прежде всего быть свободным человеком. Она позволяла себе то, что сегодня, по мнению некоторых, немыслимо - критиковать власть и заниматься расследованиями в отношении коррупционной деятельности чиновников. Именно таких людей, как Марина Салье сегодня не хватает в российской политике. Мы скорбим о ее кончине вместе с друзьями и близкими Марины Евгеньевны".

Президент Института экономического анализа Андрей Илларионов написал в своем блоге:

- Ушла из жизни Марина Салье. Она была сильным, честным, порядочным человеком. Она была первой, кто увидел природу нынешнего режима еще в 1991-92 гг. – в действиях тех, кто его тогда создавал и в Москве и в Петербурге.
Она говорила правду тогда, когда никто не хотел ее слушать и слышать.
Но она продолжала ее говорить. Она говорила ее тогда, когда многим казалось, что то, о чем она говорит, – это лишь досадные мелочи, на которые не нужно обращать внимание, которыми можно и нужно пожертвовать по сравнению с великолепием того, что за счет этих "мелочей" создается. А теперь ясно, как она была права. Светлая ей память.

Марине Салье было 77 лет. Ее похоронят 24 марта на Серафимовском кладбище.

Блог Анастасии Кириленко, взявшей первое после десятилетнего молчания интервью у Марины Евгеньевны: "Марина Салье сделала все, что могла"