Гюнтер Грасс не выдержал критики?

Немецкий писатель Гюнтер Грасс.

Немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии Гюнтер Грасс госпитализирован в Гамбурге из-за проблем с сердцем. Сообщение газеты Bild подтвердили врачи гамбургской клиники святого Георга. О состоянии 84-летнего писателя не сообщается. В последние дни Гюнтер Грасс оказался в центре скандала, вызванного публикацией 4 апреля в газете "Зюддойче Цайтунг" его стихотворения "Что должно быть сказано". В нем автор выражает страх по поводу наличия атомного оружия у Израиля, и критикует политику этой страны, планы удара по иранским атомным объектам, что может привести, по мнению Грасса, к большой войне.

Ссылаясь на свои источники, гамбургская газета "Хамбургер Абендблатт" сообщает о возможной выписке Грасса к концу недели. Издание подчеркивает, что Грасс не первый год ложится в больницу с кардиологическими проблемами. Публикация стихотворения Грасса вызвала бурную реакцию в Германии и в мире. В Израиле правительство страны закрыло Грассу въездную визу.

Сам Гюнтер Грасс активно общался с журналистами. В частности, в интервью одному из телеканалов он заявил следующее:

– В прессе доминируют мнения вовсе не о содержании стихотворения, а обо мне. Я воспринимаю происходящее как направленную против меня кампанию. Пресса включилась практически одновременно, как будто по чьему-то сигналу, и в ней не слышно голосов в мою защиту.

Интересно, что первоначально Гюнтер Грасс предложил стихотворение еженедельнику "Ди Цайт", который отнюдь не чурается дискуссий. Публикация была отклонена. Вот объяснение главного редактора Джованни ди Лоренцо: "У нас есть традиционная потребность иметь возможность взять под защиту автора той или иной публикации, вызывающей критику. Но в этом случае, когда мы прочитали стихотворение, такая защита показалась нам невозможной".

Бурную реакцию на публикацию предполагал и опубликовавший стиховотрение один из главных редакторов "Зюддойче цайтунг" Хериберт Прантль: "К свободе прессы относится и свобода публиковать или не публиковать. Но я считаю, что свобода публиковать сама по себе очень важна. Свобода обсуждать такое стихотворение, такое мнение – это очень ценная свобода. Мы хотели дать повод для дискуссии об этом стихотворении".

Похоже, все получили, чего хотели: и редакция, отклонившая публикацию, и редакция, опубликовавшая стихотворение, но прежде всего – сам автор. В эфире Радио Свобода случай Гюнтера Грасса комментирует немецкий политолог, руководитель отдела Евросоюза и стран Северной Америки в фонде Генриха Бёлля Сергей Лагодинский:

– Медийное эхо было очень сильным. Эта тема доминировала несколько дней (чтобы не сказать – недель) в СМИ Германии. Но в принципе это то, чего господин Грасс и пытался получить своим, если можно так сказать, произведением искусства. Он хотел, как мне кажется, добиться большего политического и, можно сказать, эгоистического внимания к собственной персоне. Сначала все средства массовой информации отозвались негативно о стихотворении Гюнтера Грасса: критиковалась однобокость этого стихотворения, а также его художественная ценность или, точнее, отсутствие такой. Но вот после некоторых резких движений со стороны критиков Грасса – например, после того, как известный публицист Генрих Бродер моментально обозвал его антисемитом, и особенно после того, как правительство Израиля объявило Грасса персоной нон грата, - дискуссия начала развиваться и в другом направлении. Люди стали говорить о том, насколько истеричной – и насколько оправданной – была сама дискуссия со стороны критиков Грасса. К сожалению, такая реакция – слишком сильная с точки зрения многих – вынесла-таки персону Грасса, его личность, его творчество, его историю на слишком уж высокий уровень. Тот, которого он, мне кажется, этим стихотворением не заслуживает.